Европа 2008

НАЧАЛО

Конечно, идея прокатиться по Европе на собственной машине витала в моей голове уже давно. И вот, весной 2008 года появилась информация о заграничном чемпионате по воздухоплаванию. Во Франции! Тогда подумалось, почему бы нет! Почему бы, для начала, не направить заявку? Направил свою заявку, ждал ответ. Ответили утвердительно! С этого момента, 5-го мая, можно сказать, началось ожидание. Поскольку из-за кратковременности отпуска приходится выбирать только один из чемпионатов в году, то от российского пришлось отказаться.

Май, июнь прошли относительно безмятежно. Получилось в июне на 1,5 недели съездить домой в отпуск. В июле ситуация начала обостряться, необходимо было браться за оформление документов, если будем участвовать.

Решил ехать. Во Францию на машине. Вместе со мной еще один участник соревнований – штурман Таня. Приключение!

Сперва нужно было оформить международные права, чтобы подать их вместе с документами на визу. С 2006 года официально заграницей можно управлять автотранспортом только с международными правами. Поэтому, до получения этих прав вариант самолета также был актуальным. Как я получал эти права – история отдельная, долгая и немного нервная. Времени на оформление международных прав ушло много, до поездки оставалось 1,5 недели, когда отдали документы в визовый центр. Накануне узнал, что одной из российских желающих поехать на чемпионат отказали в визе…

Неделя нервного ожидания, и … о, счастье! Визу дали!!! Мы радовались как дети! Наконец! Сколько всего пришлось подготовить и в итоге дорога в Европу открыта! До поездки оставалось 3 дня. Нужно было собрать вещи и определить маршрут. Начали думать.

В ту сторону решено было ехать кратчайшим путем, через Белоруссию, Польшу, Германию во Францию. Получалось3100 км. И 3 дня пути. Если выехать в пятницу вечером или в субботу с утра, то ко вторнику, к регистрации, мы успевали приехать вовремя.

Последние дни перед поездкой были в нетерпении. Даже до конца не верилось, что наступает отпуск и поездка на машине в Европу. Наконец, дела завершены, вещи собраны. Карты с гугла  распечатаны. Карты только в ту сторону, потому что про обратный путь мы даже не задумывались. Времени на обратную дорогу будет больше, поедем другим, более интересным путем. Желательно перед поездкой немного поспать. Не получается. С трудом дотерпел до 2-х ночи, когда пробок нет ни в Москве, ни в области и ПОЕХАЛИ!

 

ПОЕХАЛИ!

Москву и область очень хорошо проехали, без затруднений. Далее смоленская область. И граница с Белоруссией. Первая граница и первая прогнозируемая задержка. Смоленская трасса – отличная! Для России просто шик! Отличное настроение: ночь, музыка, сигареты, дорога… по пути наблюдаем за машинами и радуемся, если встречаем машину с европейскими номерами.

После Смоленска ожидаем государственную границу Россия – Белоруссия. По идее должна быть скоро. Видим указатель Пост ГАИ и где-то в этом районе должна быть граница. То есть, думаем, сперва ГАИ, потом – таможня. Проезжаем какие-то турникеты, видим простую надпись о том, что нам рады в Белоруссии. Оглядываемся с Таней друг на друга – мы уже в Белоруссии? А как же граница? Нет ее!

Ожидаем низкие цены на все, в том числе на бензин, поэтому в России не заправлялись. Оказалось, что в Белоруссии бензин стоит дороже! Незначительно. Платить можно в российских рублях. Как и на пунктах оплаты проезда по автобану. Дороги в Белоруссии платные. Но цены смешные: до Минска (не помню, сколько км) дорога стоит 12 рублей!

С прогнозом простоя на белорусской границе и в связи с легким ее переездом, мы стали опережать график и немного успокоились. К обеду доезжаем до Минска. Под городом сделали остановку на обед. В непосредственной близости от черты города (километра 3, наверное) нашли спокойный уютный чистый лес! Мда, это не мегаполис Москва!

Есть время на осмотр столицы. Поехали в центр. Очень симпатичный и уютный город! Посмотрели, пофотографировали и снова, в путь!

Отдельный абзац белорусским дорогам. Россиянам они непривычны, так как – это автобан! Действительно, дорожное покрытие отличное, лучше, чем на смоленской трассе! А самое главное, у дороги нет перекрестков. Есть съезды, очень удобные. Можно по этой трассе ехать без остановок через всю Белоруссию!

Настолько не терпелось пересечь европейскую границу, что не стали покупать в Минске дешевой еды, а только перед выездом купили немного еды по мелочи, в основном, супы быстрого приготовления.

Границу решили переходить в Гродно. Часа в 3-4 после обеда мы на границе. Настраиваемся на 2-3 часа, не меньше. Видим впереди очередь из 10-12 легковых машин. Есть красный коридор (для автомобилей с вещами для декларации) и зеленый коридор (без декларации). Встаем в зеленый. Несколько очередей. Выбрали самую, как оказалось, медленную. Дотерпели, получили печать в паспорт от белорусских таможенников и двинули на территорию Польши. Перед этим есть на белорусской стороне Duty Free. Проезжаем мимо. Решили на обратно пути заехать в Польше. Метров 150 пустота и таможенный пункт Польши. Снова небольшая очередь. Досмотр, штамп – Европа! Мы в Европе!!! Мы можем ехать куда угодно!!! На все прохождение границы потратили часа 1,5.

 

ПОЛЬША.

Через 70 км от границы город Белосток, где живут Танины друзья, у которых мы решили сделать первую ночевку. По Польше после Белоруссии ехать тяжело. Автострад нет, везде населенные пункты, ограничения. Дороги плохие, много ремонта. Очень часто установлены фоторадары. Объективные полицейские. Приходится поневоле снижать скорость.

В 17 часов, тем не менее, мы в Белостоке. Если в Белоруссии погода была солнечная и жаркая, то в Польше пасмурно и моросит дождь. Хочется покушать, принять душ и спать! Но друзей Тани еще нет на месте, они ожидали нас только к вечеру. Выбираем: ехать дальше или остаться тут на ночь с человеческими условиями. Выбрали комфорт. Тем более, накопилась усталость. 1000 км. Без сна предыдущей ночью. Я буквально валился с ног.

Решили поужинать и погулять по городу. Центр города вполне симпатичный. Костелы, домики… Все чисто, опрятно. Добрели до парка. Там фестиваль пива с выступлением рок-группы. Здорово! Это очень взбодрило! Энергичная музыка в хорошем исполнении. Часов 5 такого ожидания и вот мы в гостях!

Встретили нас очень приветливо. Базиль с женой и 2 детей. Родители – филологи по образованию, поэтому мы разговаривали по-русски. А со старшим их сыном я разговаривал по-английски. А так как Данис разговаривал на том же уровне, что и я, Таня говорит, нас смешно было слушать. Поужинали, немного поболтали и легли спать.

Утром отсыпались. Впереди 800 км и никаких границ, поэтому не торопились. После завтрака выехали в 11 часов. Хозяева оказались настолько радушными, что даже приготовили нам в дорогу бутерброды! Взяли с собой также 2 термоса горячей воды: для кофе и супов.

Честно говоря, поездку по Польше я не очень хорошо помню. Маленькие дороги, фоторадары, восточная  Европа. Через некоторое время осмелел и начал ехать быстро, пристраиваясь в хвост местным. Тем более, Базиль научил, что у тех, у кого рация в машине (соответственно, большая антенна на крыше) есть информация где стоят настоящие, а где – мнимые фоторадары. Весело.

Днем после полудня была непонятная экскурсия по Варшаве. Наш путь пролегал через него. Как-то неожиданно мы в него попали. Раз, и вот уже пригороды Варшавы. Непонятна и неудобна Варшава указателями. Следуя им мы, в итоге, заблудились. Прогулялись возле бизнес-центра и решили ехать дальше. Ничего примечательного в Варшаве не нашли. Мне показалось, что город похож на Москву. С выездом тоже помучались. В общем, зря потеряли много времени. Не помню был ли объезд, но даже если нет, то с небольшим крюком минуя Варшаву мы бы объехали её  быстрее.

Ближе к вечеру проехали Вроцлав. Впереди – Чехия. Только в Польше еще сделали остановку на заправке-паркинге – поужинали.

Таня не удержавшись, уснула. В принципе, я даже советовал ей спать и поощрял. Дорога впереди пока известна, а то, что пассажир спит, меня не смущает. На следующий день мне силы штурмана и гида по различным местам понадобятся. Таня в этой поездке, как, впрочем, всегда, выступает в роли штурмана. Забегая вперед, хочу сказать, что она отлично справилась со своей нелегкой задачей!

 

ЧЕХИЯ.

Чехия встречает заброшенным пропускным пунктом таможни. Проехал через него, и ты – в Чешской республике. Первоначально заметных изменений не было, разве что, надписи вместо ставшего привычным польского, написаны на чешском.

Через десяток километров съезжаем на автостраду. Огромная радость для истосковавшейся в тихоходной Польше машины! На радостях набираю 180 км/час, отлично идем! Пытался будить Таню, не получилось. Решил не тревожить до Праги, тем более, по такой дороге мы до нее быстро долетим! К тому же, Чехия маленькая страна.

Возвращаясь к автостраде, следует отметить, что Базиль предупреждал нас, что в Чехии за дороги нужно платить, но не на специальных пропускных пунктах, а покупать талон. Но мы, попав в Чехию, нигде талонов не увидели, никто нас не останавливал. На радостях летим к Праге.

Прага. Ночь. Город не спит! Попадаем в центр гораздо проще, чем пытались это сделать в Варшаве. Где-то на узкой мощеной улочке паркуем машину, потому как по Таниным воспоминаниям где-то рядом исторический центр. Немцы ведь Чехию пощадили, вернее, чехи им сдались, и города остались нетронутыми.

Чехия – пиво, именно такой ассоциативный ряд создается при осмотре ее столицы. Кругом бары, гуляет молодежь… Очень много людей в полночь в центре Праги! И много их в барах. И даже на улицах возле баров сидят кучки уже пьяных подростков. Но беспорядков не наблюдается.

Итак, ночная Прага мне понравилась. Я мечтал увидеть Прагу, да и Чехию вообще. То, что я сейчас увидел в экспресс-экскурсии радует и тянет вернуться сюда еще раз, на более основательную прогулку.

Была уже поздняя ночь, когда мы выехали из Праги. Хотелось спать. Поэтому, только выехав из города и проехав немного по автостраде, решили не морочиться с поиском кэмпингов, а поспать на паркинге возле заправки. Так многие делают. Тем более, выезжать из Чехии не хотелось, не заправившись более дешевым, чем в Германии, бензином.

Утро встретило духотой и зашторенными окнами в машине. Размявшись немного и попив кофе в кафе на заправке, поехали дальше. Кстати, как в Польше, так и в Чехии все оплачивали кредитной картой, т.к. у этих стран еще действует своя валюта.

А недалеко от границы, по нашим прикидкам, т.к. границ в Европе нет, решили таки заехать на заправку заправиться. Полный бак – и нас ждет Германия! Ан нет, на выезде с заправки останавливает патруль дорожной полиции, проверяет документы. Кстати, ради проверки подсунул им свои национальные российские права – международных спрашивать не стали. Зато спросили, где талон оплаты за автобан? Вот он, пресловутый талон. Попались таки! Перед самым выездом в Германию! Ну что, говорит нам полицай, с вас штраф 1000 крон. Платите нам или мы выписываем квитанцию, которую нужно будет оплатить в почте. Оплатить обязательно, иначе в следующий раз меня не пустят заграницу. А лучше всего, заплатите деньги нам и никакой мороки! Я по привычке дернулся было снимать деньги, чтобы отдать им, но Таня пошла на принцип – платить будем сами, взяток давать не будем! Что ж, я с ней согласился. Получили квитанцию и поехали в соседний город Бор, едва ли не последний перед Германией… А городок симпатичный: уютный, опрятный, тихий. Западная Европа, совсем не Польша! С оплатой сложностей не возникло. Решили еще немного купить продуктов и на оставшиеся кроны, которые остались как сдача от 1000 крон (около 44 евро, кстати), купить Тане пива в кафе. С продуктами получилось, а вот с пивом – нет. Пошел проливной дождь, в который не хотелось выходить, а тем более, сидеть пить пиво под ним на улице.

 

ГЕРМАНИЯ.

Воспоминания о Германии начинаются сразу Нюрнбергом. Хотя нет, сперва заехали на прекрасно оборудованный паркинг (съезд с автострады) и пообедали белорусскими шпротами. Или позавтракали. Так как обедали мы уже в Нюрнберге. Городок симпатичный, с овощным рынком и каналами. Каналы как на картинке: закрыты бетоном, ветки раскидистых деревьев спускаются прямо к воде. Все что я знал о Нюрнберге – это то, что здесь был суд над военными преступниками второй мировой войны. Я ходил по городу и пытался представить себе, как тут было в то время? Как здесь ходили различные юристы, военные… То есть город ассоциировался с тем временем. А в общем, средний европейский городок. Западная Европа – кафедрал в центре, как обычно.

Обедали в том самом итальянском кафе, где в мае Таня с подругой часто бывали и им нравилось. Кормят, действительно, вкусно. Там же слышал 3 речи разом: немецкую, итальянскую и русскую. Видимо девушка приехала недавно и устроилась на работу официанткой.

Чуть только начинаешь задерживаться в пути, осматривать достопримечательности, время начинает лететь со страшной скоростью. В принципе, дорога нас торопила в самом начале, когда на первый день у нас был план проехать 1100 км и пересечь 2 границы. Потом мы немного успокоились и начали наслаждаться поездкой и Европой.

Таким образом, решив поберечь время на Дижон (Франция), в котором планировалась последняя остановка перед Виши, мы двинулись дальше.

 

ФРАНЦИЯ.

Но в этот день до Дижона мы так и не доехали, а только успели пересечь воображаемую границу с Францией. Сил держаться не было, сморило сном. Паркинги же, не в пример четким и рациональным немецким, во Франции очень уютные и творческие. Не зря, думается, берут оплату за содержание дороги. Поэтому едва ли не первом паркинге Франции мы остановились и буквально свалились спать. Действительно, места очень уютные! Они ответвляются от автострады и закрыты деревьями. Территории  приятно обустроены, имеют туалеты/умывальники, карты, скамейки/столы, телефоны, свет, лужайки… А кэмпинги искать просто времени не хватает. Ехали мы в Европу по карте с гугла, где места для кэмпингов не указаны. А искать получилось бы долго, так как они находятся в стороне от автобанов.

Проснулись. Прохладно. Окна в росе. Вышли и размялись, умылись. Рядом, оказывается, остановилась на ночь еще одна машина, с французскими номерами.

До Дижона было рукой подать, поэтому были мы там рано, кафе еще только начали открываться. Вообще в этой поездке спалось мало, но, как ни странно, этого хватало.

Ехать в Виши можно было также через Лион, но мы выбрали Дижон, так как Лион крупный город – весь не посмотришь, а заблудиться – запросто. А вот Дижон – небольшой город. Правда, в средние века был едва ли не летней резиденцией основного света французской аристократии. Поэтому, исторически город очень интересен. Что, действительно, оказалось правдой. Очень симпатичный и приятный город. К сожалению, описать его красоту не хватит слов и потребуется много времени. Скажу просто: он нам очень понравился!

Попили утренний кофе, взяли карту в открывшемся туристическом центре и поехали дальше. Честно говоря, по мере поездки, ощущения движения именно на чемпионат по воздухоплаванию постепенно терялось. После пересечения границы появились новые впечатления, ощущения… Как-то странно воспринималось приближение в чемпионату. Тем не менее, именно в этот день, когда мы достигли Дижона, 5-го августа, мы должны были зарегистрироваться. Все идет по графику. Но здесь мы должны съезжать с автострады. Вот где нам потребовались подробные распечатки с гугла и карта, которую мы взяли в Дижоне. Можно сказать, первое серьезное испытание для штурмана. Она его отлично выдержала. В Виши мы прибыли даже с небольшим опережением.

 

ЧЕМПИОНАТ.

Весь его описывать подробно не стану. Только главные события. Участвовало 53 команды. В основном французские. Были также команды из Люксембурга и Швейцарии, то есть, из ближайших мест.

Обсерверов было 56, по-моему, человек. Из них 10 не французы. Как объяснили организаторы, иностранцев пригласили, так как во Франции мало опытных обсерверов, ну и, такой, думаю, шаг к развитию воздухоплавания во Франции.

Хотя французы ужасно замкнуты на себе и своей нации. На иностранном языке мало кто разговаривает (иногда с командами были проблемы из-за этого). Организация уровня национального чемпионата. Не лучше, не хуже. Кормили 3 раза в день. Дали по 90 евро каждому за участие. Поселили в гостинице под названием «Премиум Класс» с комнатушками 2 х2,5 метра на 3 человека. Ужас! Теснота!!! К концу чемпионата, конечно, привыкли к комнате. Времени мы там все равно проводили мало.

Было 4 соревновательных полета, одна импровизированная обсерверс-пати. Обсерверс-пати было в перерыве между полетами, в вечер, когда полеты из-за погоды отменили. Все несли свой алкоголь. Мы не знали об этом, поэтому ничего с собой не взяли. Весело было. Музыка. Много музыки из местных хит-парадов. И здесь французы тоже были как бы сами по себе. Никакой интернациональности.

Во время чемпионата из окрестных городов успели посетить 2: Ганна (Gannat) и Клермон-Ферра (Clermont-Ferrand).

Первый – маленький городок во французском стиле. Есть старая часть, есть музей и есть туристический центр, где мы снова в туристическом центре и совершенно бесплатно разжились картами города и всего региона, которая нам впоследствии очень понадобилась. Музей посетили. Не в обычном российском стиле. Интересен по-своему. Кажется, намешано все, что у них есть, но очень интересно и приятно. Есть даже оригинал Евангелия от кого-то, века 9-го! Настоящий! В золотой обложке! Небольшой дворик со старыми каретами и автомобилями. В общем, экскурсия по городу удалась.

Клемон – город крупнее. Находится рядом с вулканом и весь центр выстроен из вулканической лавы, поэтому здания черные. Что по себе тоже очень интересно! Старинный центр, кафедрал… все похоже, но все разное. Все понравилось! По пути в Виши пытались заехать на вулкан, но не нашли дорогу. Заехали в городок Риом. Все городки Франции очень приятные. Такое ощущение, что в какой бы город не попал, он обязательно понравится и обязательно удивит чем-то новым и старым! Возвращаясь, не рассчитали время и немного опаздывали, поэтому торопились. Но быстрее, чем ограничения не поедешь. Или быстрее впереди едущих машин. А они едут по правилам. Дороги провинциальные, узкие, однополосные. К тому же на локальных дорогах много перекрестков и все они с кругами, главный тот, кто на круге. Где-то также установлены видеокамеры. Но опаздывать не хотелось, поэтому мы показали местным водителям мастер-класс езды по-русски! Практически успели, и проехали требуемое расстояние раза в 2 быстрее, чем можно было. Я потом даже засекал, когда ездил с командами по этой же дороге.

Чемпионат закончился утренним полетом в воскресенье 10-го августа. В обед уже было чествование победителей и праздничный обед. Францию, можно сказать, изучили изнутри. То что увидели, нам понравилось!

 

НА ЮГ.

На юг первой целью было попасть в Прованс (Aux-en-Provence), а затем – по обстоятельствам. Честно говоря, определенного плана не было. Но, все по порядку.

В сторону юга поехали по местным дорогам, то есть медленно. Но Франция такая страна, которую интересно смотреть из окна машины. Очень помогла карта, которую мы получили в свое время в Ганна (Gannat). Гугловских карт у нас уже не было, а ехать по провинции без знания дорог практически невозможно. Указатели во Франции вполне удобные и понятные. Мы к ним быстро привыкли. Была также неловкая ситуация. Поскольку мы выехали в путь в воскресенье, оказалось, что на заправках нет кассиров, а платить можно только кредиткой. Все бы ничего, но ни одна из наших кредиток почему-то не подошла… Уже когда бензин практически закончился и мы в отчаянии хотели попросить кого-нибудь заправить нам бензин и заплатить ему наличными, нам помог местный житель. Он проводил нас на заправку Shell, в которой работали кассиры. Спас нас, можно сказать. Очень дружелюбные люди!

Но такое расслабленное движение чревато последствиями. В тот же день в Прованс мы не попали, а только в город Оранж (Orange). Честно говоря, нам это было кстати, так как рядом находится город Шатню-дю-Пап (Chautenau-du-Pape), центр виноделия Прованса, я так понял. Таня как раз хотела купить французского вина. Поэтому вечером мы поужинали в пиццерии в Оранже и поселились в кэмпинге неподалеку. По-моему, кэмпинг стоил порядка 15 евро за ночь. В это входит огороженное для палаток место, душевые кабинки, туалеты, теннисный корт и какие-то еще опции. Место нам не очень понравилось, так как земля была каменистой и не очень удобной. С утра приняв душ и наскоро позавтракав фруктами, двинулись в Шатню. Городок, поселок можно сказать, окружен виноградниками, а в самом городке практически только винные магазины. Выбор вин был.

Далее поехали в Оранж (7 км), так как накануне мы видели там амфитеатр! Нужно посмотреть. По пути попали в сильный дождь, в самом городе заблудились! С трудом нашли центр. Уставшие немного прогулялись, посмотрели, поудивлялись и решили не задерживаясь поехать далее. Хотя, честно говоря, мы и так уже задерживались. Поэтому выбрали автостраду. И слава богу! Приличная скорость, километры летят навстречу так, что не успеваешь замечать. Я даже начал привыкать по-другому считать время на дорогу, не так как привык в России. Здесь гораздо быстрее!

В Провансе также задерживаться не стали: ни с кем не встречались, даже не пообедали. А пообедали на паркинге на автостраде. Все время не переставал удивляться комфорту, дизайну и уюту французских паркингов на автрострадах! Очень приятные места! В этот раз мы остановились в паркинге под названием Барселона. С видом на горы. Само место красивое и вид впечатляющий! Так мы впервые в этой поездке увидели горы. Красота!

Обед – ужин, и снова в путь! Вечером мы были уже в Ницце!

Есть особый кайф проехать по Ницце на собственной машине с открытыми окнами слушая русский рок. Почему-то потянуло именно на родную музыку. А в Ницце много русских, мне даже показалось однажды, что одна пара прочувствовала ситуацию.

Бесплатных парковок в центре практически невозможно найти, все места заняты. С трудом нашли платную подземную. Ощутили большое удобство европейских городов в плане парковок. В самом центре обязательно можно найти парковку, пусть и платную.

Парковка оказалась прямо напротив той гостиницы, в которой я жил год назад, Aston. Последние новости из Ниццы: трамваи уже пустили! Год назад весь город был в раскопках, строили пути. Сейчас уже трамваи вовсю рассекают улицы города.

Итак, мы в центре. Пошли сразу на море, на Лазурный берег. Погода теплая, люди купаются. Мы также решили не стесняться и нырнули в море. Вода была теплой. После купания смыли соленую воду под душем и продолжили прогулку по центру вечернего города. Время стремительно улетучивалось и пора было искать ночлег.

Справедливо рассудив, что в окрестностях кэмпинг найти вряд ли удастся, поехали на автостраду, чтобы переночевать в машине на парковке. Возвращаться не хотелось, поэтому поехали в сторону Италии. А она близко. По пути проехали через Монако, также мельком увидели указатель на Монте-Карло. Хотелось увидеть это днем. Нужно найти самую ближнюю парковку и сразу же спать. Но не тут-то было! В горах возле Ниццы нет паркингов!

Таня уже дремала, а я все еще ехал в поисках паркинга. Красивейшие ночные пейзажи! Тоннели сменяются каньонами, в которых светятся огни городов. А вдалеке – море!

Но вот уже показался указатель, что мы въезжаем в Италию… Думаю, может в этой стране на побережье есть паркинги? Ошибся. Километров через 30 после въезда в соседнюю страну появился пункт оплаты автострады. Я перед ним остановился, чтобы обдумать дальнейшие действия. Разбудил Таню. Она отказалась ехать вглубь Италии, нужно было еще посмотреть Монако и Монте-Карло! Лучше вернуться в сторону Ниццы и в той стороне искать удобное место для сна.

Возвращаться не очень хотелось, усталость брала свое. Но и мне не хотелось уехать, не осуществив мечту. Перед пунктом оплаты разделительный забор пресекался и мы по русской привычке развернулись прямо через две сплошные! Благо, был час ночи и машин было мало, но ощущения были необычные. Особенно, когда показалась полицейская машина. Наверное, они были в шоке, поэтому нас не оштрафовали и мы быстренько слиняли в сторону Франции.

Недалеко от Монако мы съехали в небольшой городок, в сторону вершины горы, полагая, что наверху народу не так много и можно где-нибудь остановится поспать. Практически, так и оказалось. На повороте серпантина на верху горы нашлось уединенное место с шикарным видом на море! Я такого счастья не ожидал. Наверное, это нам была награда за все наши поиски. Утро подтвердило, что: а) народу совсем нет; б) вид – изумительный!

Как ни странно, поспав менее 8-ми часов, сна было достаточно. Спустились сперва в Монако. Красивый город-государство. Вроде, внутри Франции, но все свое!

Город, сливающийся с другими, но имеющий совершенно независимый муниципалитет! Абсолютно! Номера у машин были не французские, полиция одета в нефранцускую форму. Мы оказались в княжестве Монако! Интересно. Пошли гулять. Однако, где же Монте-Карло? По карте это очень близко, практически в нем. Смутные подозрения начали возникать после указателей на казино Монте-Карло. Оказалось, что в Монако есть еще одна муниципальная часть – это город-казино! Я этого не знал!!! Был удивлен.

Красоту архитектуры рассказывать смысла нет. Скажу лишь, что здесь побывать стоило и поставить себе галочку. Жара и хотелось купаться. Но нигде не видно пляжа. Скалы, горы, отели, причалы… Мы, конечно, не хотели на забитый пляж, но все же! Можно сказать, Монако и Монте-Карло увидели и познали, нужно приступать ко второй части – пляж. По пути на подземную платную парковку, где оставляли машину (опять же очень удобно в узком и асфальтированном городе), выпили по чашечке утреннего кофе.

Пляж долго искать не пришлось. Практически случайно набрели на уютный пляж. Повезло еще и с тем, что в такую жару удалось найти место для машины на улице и в тени. Переодеться, и на море!!!

Жара, лето, море – стереотип. Здесь сработал. Мы балдели как амебы! Когда припекает прыгаешь в море. Устал – лежишь на берегу. Очень помог крем от загара Vichy, которую дарили участникам соревнований. Жара выматывала!

Большой кайф сказать другу, который позвонил по телефону узнать как дела, что ты валяешься на пляже Монако! Я уверен, он по-хорошему позавидовал.

Вечно лежать нельзя, тем более, припекало не по-шуточному. Собрались дальше. А дальше…

 

ИТАЛИЯ.

Почему-то, изначально Италия не так привлекала, как, к примеру, Франция или Австрия или Германия.

Дорога, конечно, по горам, через тоннели и акведуки – просто сказочная! Внизу городки и море! Попав в Италию, испытал первое неудобство, все надписи на итальянском (ух, гадкая страна J)! А я уже так привык к французскому, что даже стал некоторые слова понимать. Такая же ситуация была в Чехии после Польши, где мы провели 1,5 дня.

Наша цель город Genova. Честно говоря, стыдно, потому что только спустя полтора месяца после поездки, я узнал, что это известная Генуя. Город показался не очень привлекательным: во-первых, портовый, во-вторых, интересного исторического центра мы не увидели. Может, наверное, просто не попали туда. Мы проехали город по побережью, остановившись только, чтобы пообедать. Однако, не совсем нам это удалось. Хотелось отведать итальянской пиццы. Но в 2 часа дня все рестораны могут подать только кофе, а еда у них начиная с 7-ми вечера. С трудом нашли место, где нам приготовили пасту и что-то еще. Нет, нам так не нравится.

Это был последний город на побережье. После него решено было двигаться вглубь континента, к Альпам. Были варианты с небольшим крюком посетить Венецию или поехать через Милан, что прямее. Венецию уж больно посмотреть хотелось. По здравому размышлению, посещение Венеции отложили на будущее, так как сейчас были ограничены во времени. А потратить всего несколько часов на этот шикарный город – это слишком мало. В общем, выбрали Милан.

Все автострады в Италии платные, а парковок –  нет. Лишь небольшие карманы на самой дороге. После Франции, непривычно. И неудобно. Местность вдоль дороги плоская и скучная. Оставалось только ехать и смотреть вперед.

Милан после этого неожиданно поразил! Милан – блистательный! Центральная площадь, собор… Вообще центр красивейший. Поначалу искали по указателям центр. Мы логически пришли к выводу, что когда заканчиваются таблички с указанием в центр, то он где-то близко. И в этот раз так и вышло. Кончились таблички, а мы в каком-то непонятном месте. Интеллигентный старичок на хорошем английском сказал нам, что весь шик буквально за поворотом. Поставив машину в переулке (в кои-то веки не на платную стоянку), пошли пешком. По пути повстречался магазин H&M. Зашли. Оставалось 10 минут до закрытия, поэтому привередничать с выбором не стали. Приятный продавец посоветовал на прогулке держать сумки перед собой, таки – воры. Действительно, по каким-то старым статьям из Ровесника помню, что в Италии много воришек. Вот так, с сумками в руках перед собой постоянно оглядываясь, вышли к площади. Площадь шикарная! Описывать нет смысла, так как всего не передашь, а лишь испортишь впечатление. Это нужно видеть! Пары часов хватило на экспресс экскурсию. По секрету – театр Ла Скала с виду совершенно непримечательное здание!

Говорят, в Италии везде готовят хороший кофе. Для нашего ужина как раз он и требовался. В ресторане с уличными столиками с видом на Домскую площадь – кофе, действительно понравился! Первое, наверное, положительное впечатление от Италии! Но все-таки, как же хотелось поскорее вырваться из нее и попасть в приятную и альпийскую Австрию!

Но Альпы начались еще в Италии. Не доезжая до границы с Австрией километров 100, остановились на стоянке, чтобы вырубиться поспать.

Утром был итальяно-автрийский городок Бользано. Ощущается близость Австрии. Уже становится приятно. Городок красивый. Чувствуется, что горный. Есть какое-то особое восприятие. Тем более, что в городе полно австрийцев. И вообще, так называемых, тирольцев. Завтраки, конечно у них неплотные, а только кофе, поэтому перекусили в фаст-фуде. За городом великолепный вид Альп! Не удержались и поехали в горы. Хотя знали, что в Австрии будет еще красивее, но это наша первая встреча с Альпами! Покатавшись по серпантину и насладившись великолепием гор, съехали на трассу, в Австрию!

 

АВСТРИЯ.

Нет в Европе границ. Но Австрию ни с чем не перепутаешь! То, что мы в Австрии можно понять по сказочным альпийским лугам, опрятным домикам на склонах и еще чему-то неуловимому. Как будто, мы попали именно туда, куда стремились. Я как-то сразу успокоился, некуда больше спешить.

Сразу за границей первый город в австрийских Альпах – Инсбрук, столица Тироли, дважды хозяйка зимней Олимпиады. На первой же заправке обнаружилась автомойка. Причем, мыть нужно было самому. Т.е. кинуть в автомат монету и выбрать требуемый режим мойки: шампунь, большой напор и т.д. Я помыл себе машину за 1,5 евро! В 5 раз дешевле, чем в Москве!

Сам город был похож на сказку! Домики, как из сказок про гномов: такие же опрятные, резные, красочные! Никогда не думал, что в жизни бывает такое! Тироль! Я не ожидал такой красоты.

Бензин в Австрии дешевле, чем в других странах, 1,22 евро за литр. А автострады, кажется, бесплатные. Кажется потому, что мы решили ехать по местным дорогам, через восхитительные Альпы, автрийские Альпы. Карту, как обычно, купили на заправке.

Впереди нас ждали горные озера, сами горы и километры горных дорог! Что может быть лучше? Дорога, скажу, просто замечательная. Инфраструктура – даже лучше, чем во Франции!

Буря эмоций! Но таланта такого нет, чтобы все это перенести на бумагу… Как жаль. Это, просто нужно видеть своими глазами, и чувствовать.

В первую ночь мы сделали остановку в кемпинге на горном озере (Zell am See). На карте были обозначены все кэмпинги. В Европе просто так в лесу палатку не поставишь. Все культурно, все огорожено. На этом озере 2 кэмпинга, на разных берегах озера. При исследовании их я пришел к выводу, что много приезжают в кэмпинги надолго. Или большой палаткой или с прицепом. Мне бы такой отпуск не понравился. Куча народа, постоянно меняется, маленькая территория. Правда есть и такие, как мы, кто только на ночь, в перерыве дороги. Я даже видел парня с узкой палаткой на одного, который путешествует на велосипеде. Вообще, велосипед – очень популярное средство передвижения в Европе. Будь то в городе или на природе. Причем, велосипеды не такие навороченные, которые продают у нас, а простые. Зачем мы выпендриваемся?

Какой-то кайф есть посидеть в одиночестве ночью с бутылочкой пива, глядя на горные вершины Альп, освещенные луной! А под ногами – озеро с лунной дорогой.

Замечательное утро в горах! Душ, привычный завтрак из фруктов. Быстрые сборы и снова – в горы! Впереди нас ждали приключения с поиском зАмка и надежда подняться на фуникулере на вершину австрийских Альп.

Замок мы нашли. Причем ехали по карте, по проселочным дорогам. Респект штурману! Красивый, ухоженный замок феодала среднего пошиба. И музей, соответственно. Музей не русского плана, поэтому интересный. У нас же все музеи одинаковы, а у них – как-то иначе.

На вершину Альп тоже забрались. Слова тратить не буду, лишь испорчу впечатления, которые даже в душе с трудом помещаются!

Озера, горы, дороги… И вот – Вена! Один вечер в Вене. Я был здесь 9 лет назад. Тоже 1 вечер. Но сейчас я ходил по центру и узнавал места! Я не запоминал специально, а тут я точно знал, что будет за следующим поворотом! Вена – это блеск! Имперское величие. И, конечно, кофе с пирожками. Вена: дворец справа, слева, впереди, сзади – кругом! Но ведь это величие отлично сочетается с ухоженной глушью природы!

Очень приятное впечатление от ратуши. В парке перед ней устроили зрительный зал, довольно-таки большой, и на стене ратуши транслировали балетную постановку. Очень впечатлила сама идея и ее воплощение. Вена – город хорошей культуры!

Итак, дальше. А дальше, через 70 километров Братислава, столица Словакии.

Но чтобы выехать на шоссе, ведущее в Словакию, нужно было выбраться из Вены в правильном направлении. Мы ехали по центру за потоком машин, ища указатель на Братиславу, а рядом с названием города маленький овал с буквами SK. И вдруг, этот самый маленький овал SK увидели на номере впереди идущей машины. Справедливо рассудив, что она направляется в сторону родины, в Словакию, мы решили держаться за этой машиной. Но хотелось, все-таки, уточнить, действительно ли он едет в Словакию и сообщить, что мы будем придерживаться за ним. Но в городском цикле движения это не так-то просто сделать. Создавалось ощущение, что мы преследуем эту машину. Мне казалось, что он уже намеренно начал уходить от нас. Непонятная машина преследует, горит одна фара – а это не очень добропорядочное впечатление создает. Кажется, мы напугали водителя. Наконец, на одном из светофоров мне удалось встать справа от словака. Пока горел красный, я привлек его внимание и попросил открыть окно, чтобы уточнить ситуацию. Оказалось, правое окно у него не опускается. Он что, действительно нас испугался? В таком случае, его испуг еще более усилился, так как мы продолжали преследовать его. Дорога уже свернула с оживленных трасс на какие-то переулки, в которых тяжело было держать преследуемого на виду. Но вот он остановился. Водитель вышел из машины и начал уходить. Я понимаю, что оказался в какой-то дыре в Вене и еще сильнее заблудился на пути выезда в Словакию и мне срочно нужен проводник. Поэтому я резко догоняю словака, торможу и выскакиваю. Наверное, он подумал, что его будут бить. Я на ломанном английском говорю водителю, что сам я не местный и мне бы на его родину попасть. Кажется, парня начало отпускать. Оказалось, что это никакой не словак, а француз и катается он на машине своей девушки – словачки. А как проехать туда, представления не имеет, единственное, показал, как выехать на кольцевую, где мы точно встретим нужный указатель. На самом деле, весьма милый человек оказался, и после выяснения ситуации мы все вместе посмеялись над ней.

Но и по указке француза мы не сразу выбрались на окружную (я еще разок останавливался на сложном перекрестке). А потом, действительно, все оказалось просто.

 

СЛОВАКИЯ.

Это была уже ночь. Как обычно, впрочем. Но Словакия, это заметно, встретила нас индустрией. Дымовые трубы, заводы. В общем, Братислава – индустриальный город.

Bon, обо всем по порядку. Проснулись, снова, как обычно, на стоянке, но под Братиславой. До этого ночью в магазинчике у автозаправки карты не нашли, а кэмпингов ночью искать не хотелось. Впрочем, машина стала домом родным. Кстати, на той же заправке (первой же) сразу купили талон на проезд по автостраде! Чтобы не было, как в Чехии. А заправка очень напомнила нашу российскую. Как уровнем, так и контингентом.

Утро, заправка, кофе – обычный список. Братислава. Столица европейского государства. Хотелось посетить. Индустриальность заметна невооруженным глазом. А каким-то внутренним чувством.

Перед городом пробка. Хм. Впервые в Европе. Если не считать толчею в Варшаве. Но сам город еще спит. В 9 часов. Бродят немногочисленные группы туристов с гидами. Гиды рассказывают о том, что, где-то и когда-то было в Братиславе. Потому что сейчас, практически, ничего ценного исторического нет.

Но ведь что-то все-таки есть! Площадь, например, в центре. Мощеные улочки. Еврейская улица. И, наконец, О, культурное средоточие страны – крепость древних правителей. Которыми были и словаки и автрийцы… Крепость практически вся разрушена, но сейчас активно восстанавливается. Вид с нее, конечно, красивый. Но, тот же Дунай в Вене симпатичнее, чем в Братиславе. Почему так?

Выяснилось, что многие вещи в Словакии дешевле, чем в других странах Европы. Но нам особо ничего не нужно было. Поэтому, не особо сожалея, мы выехали из Братиславы в сторону Кракова через горы Татры.

Ехали по автостраде. Справедливости ради нужно сказать, что неприятная индустриальность за пределами столицы теряется. Много встречалось по пути замков. Но у нас не было времени на их осмотр. Равнинные места вполне даже симпатичные.

Правда, инфраструктура дорог несовершенна, но словаки идут к совершенству семимильными шагами. Страна опоясывается магистралями.

Горы! Как же хотелось вернуться в красоты гор, после дымовых труб! Но, как Братислава не похожа на Вену, так и Татры не похожи на Альпы!

Во-первых, это горы сосновые. Причем, все они настолько тонки, что создают грустное впечатление. Что-то, Словакия не пришлась нам по душе. Горы какие-то депрессивные, погода пасмурная, деревья худые, больные какие-то. Причем много проплешин вырубок деревьев. Такая вот ситуация. Один раз, правда, как бальзам на душу, в Высоких Татрах увидели санаторий, растянувшийся на несколько километров серпантина. Места там приятные, ухоженные. Но мало…

Скорее в уже знакомую, пусть и не совсем западную, но более уютную Польшу.

 

Снова ПОЛЬША.

О черт, как же приятно было оказаться снова в уютной Польше после Словакии! Конечно, Польша с Германией, а уж, тем более, с Францией и Австрией не сравнится, но как же приятно было пересечь границу после пасмурной Словакии! Конечно, Словакия – дешевая страна, а в Польше совершенно нет дорог, но тем не менее!

Опять знакомые названия, знакомые названия заправок и проселочные дороги. Мы едем в Краков. Насколько мы знаем, самый красивый город Польши. В этот день, 14 августа требовалось только добраться до места и переночевать, а наутро начать осмотр последнего в нашем путешествии европейского города.

Ночь застала нас, как обычно, на дороге. Кемпингов, в Польше не водится, друзья говорили, можно переночевать в лесу в палатке. Но под Краковом нет лесов! И Польша такая страна, что там вдоль дороги один за другим идут деревни! Не переставая! Как тут поставишь палатку? Я, действительно, рассчитывал на лесную ночевку, а тут такое дело. Можно сказать, объехал вокруг Кракова и уже начал сдаваться, потому что сон наступал не по-детски. Думал, да ну ее, поеду в гостиницу.

Наудачу свернул в один поворот и неожиданно выехал к реке! Висла! Бог ты мой! Дорожка проселочная укатана, прямо, как в русской глубинке. Только вот у самого съезда повстречалась одинокая темная машина. Мои фары скользнули по салону. Двое. Парни настороженно посмотрели на нас. Становилось немного неуютно останавливаться в этом месте. Но лень и сон победили. Мы спали на берегу р.Висла. Вдоль берега росли деревья и в одном месте они раздвигались, открывая замечательную полянку. Природная красота.

Утром мы сказали то же самое. Симпатичное место. Нам опять повезло. Правда, после долгих поисков.

Краков. 15 августа 2008 года – последний день действия моей автомобильной страховки. Пасмурно. Моросит. Холодно. Хотелось теплого кофе. Желательно в уютном кафе с красивым видом. По привычным указателям на центр, поехали. Указатели закончились и мы оказались, действительно, в старом квартале. Но настолько обшарпанном, что вкупе с пасмурностью, настроение не очень поднималось. Оставили машину в каком-то дворе и пошли на поиски. На улицах практически никого. Старые указатели дают дорогу к костелам. Таня прочитала, что где-то рядом должны быть интересные исторические места.

Кафе, синагоги… И в то же время старое и полуразрушенное. Ну что же, зато поставили себе галочку о посещении Кракова. Только бы кофе попить! Нашли замечательное кафе на какой-то площади возле костела. Посетителей нет. Уютное кафе, с видом на то ли ратушу, то ли еще что. Приятный официант, горячий кофе. Утреннюю пасмурность начало отпускать. Тем более, выяснилось, что мы попали в еврейский квартал (тоже примечательное место), а центр города немного дальше.

Что оказалось абсолютной правдой и не разочаровало. Историческая торговая площадь, церковь, костелы, что-то еще и еще. Симпатичное старое место. Не зря наш польский друг в восторге.

У нас оставалось часа 2-3 на экскурсию. Мы практически уложились, как и аккумулятор нашего фотоаппарата, который к концу экскурсии выдохся. Что ж, это можно сказать знаковое событие завершения поездки по Европе. Потому как впреди:

 

БЕЛОРУССИЯ.

После ужасных польских дорог, белорусское раздолье показалось раем.

Начнем с того, что на таможне в Бресте не было очереди совсем и границу мы перешли менее, чем за час. Затем наступил период хороших скоростей после польской тягомотины.

Хотелось успеть проехать Минск и остановиться на ночлег. Минск проехал с трудом держа руль. Все-таки дорога в Польше была изматывающей. Да и скучно по Белоруссии ехать. Кругом просторы, не за что глазу зацепиться.

Проехав Минск и удалившись от него километров на 70, начал искать съезд в приятный лесок. Уж в Белоруссии-то кэмпинг в лесу очень даже возможен! Что и доказала наша ночь в белорусских лесах. Палатка, тишина, комары, деревья – родина!

Утром все, как обычно. Быстрее в путь. Ощущалась близость к дому. Хотелось поскорее уже попасть в родные стены, ванны, кухни…

Скорость на автострадах Белоруссии ограничена 130 км/ч, в некоторых местах, где строительство – 110 км/ч. На одном таком ограничении я попался белорусскому гаишнику. 1000 российских рублей за превышение скорости – нормально! Второй штраф за всю поездку. А в поездке по Белоруссии увидели много перевернутых фур. Видимо, эта скукота ночью так усыпляет, что водители засыпают за рулем. Хорошие дороги в Белоруссии, но коварные!

На границе обнаружили очередь из грузовиков. Несколько километров, несколько сотен машин. Слава богу, легковые проезжают без проблем. Впереди у нас Россия!

 

РОССИЯ.

Приехали-вернулись. Родина. Грязь. Неуважение официанток. Машины едут по левой полосе, даже грузовые, обгонять нужно – по правой. Культурный шок, товарищи! Мы дома!

Наклейки с оплатой автострад в Чехии и Словакии до сих пор наклеены на лобовом стекле. Как вижу их, вспоминаю поездку.

 

Я проехал на машине по Европе.

Добавить комментарий