Вьетнам-Камбоджа 2015

Пора браться за описание поездки в Индокитай, пока свежи воспоминания. Как обычно, давно хотелось съездить и быстро решилось. Холодная московская осень и жаркое азиатское солнце в ноябре. Экзотика, море, солнце и импровизация.
Отчасти, импровизация возникает от лени, когда не хочется придумывать план поездки, надеясь на месте определиться. Так и решено: куплены билеты Москва-Ханой-Москва. Забронирована первая ночь в Ханое. Изучено немного интернет-ресурсов, благо, направление популярное. По результатам было решено: заехать в Хошимин/Сайгон, может быть, тусануть в центре страны между Ханоем и Сайгоном, смотаться в Камбоджу во всемирно известный храмовый комплекс Ангкор-Ват и в конце полежать несколько дней на пляже бунгало на острове Фукуок. А детали приложатся по пути.
Ханой.
Собственно, как таковой, подготовки не было. В незнакомой стране интереснее планировать на месте. Примерно за месяц до вылета билет на Аэрофлот туда-обратно стоил 30000 рублей (500 долларов) на человека. Забронирована гостиница в центре Ханоя за 24 доллара. Плюс 18 долларов встреча такси в аэропорту. Для первого знакомства комфортнее, всё-таки, иметь проводника. Уже с самого начала начинаешь наблюдать менталитет вьетнамцев. Например, в Шереметьево русская женщина почти за руки ввела группу вьетнамцев в самолёт, потому что те постоянно отставали от группы или разбегались – как дети. Чувствовалось, что женщина безмерно рада в скором времени освободиться от такой опеки.
Перелёт Москва-Ханой занял 9 часов. Пограничный контроль неожиданностей не принес – на период единовременного пребывания менее 15-ти дней россиянам виза не нужна. Я сделал мульти визу (для этого заранее заказал приглашение для оформления многократной визы), т.к. собирался выехать в Камбоджу и снова вернуться во Вьетнам.
В аэропорту Ханоя очень долго ждали багаж, на ленте крутились коробки, которые вьетнамцы везли из России. Наконец, получив чемодан, выходим в вестибюль. Я вижу человека с табличкой с моим именем. Вместе идём к его машине. При выходе из аэропорта моментально обдает жарой и влагой, разительный контраст после нулевой температуры в Москве и кондиционера в самолёте и аэропорту. Я помню, что в это время обещали около +30оС. Благо в такси работает кондиционер и мы с комфортом получаем первые вьетнамские впечатления.
Современный аэропорт, современная дорога в Ханой, машины летят, соблюдая, впрочем, скоростной режим. На щитах не реклама, а плакаты рабочих и цифра XII, видимо, недавно прошел съезд социалистической партии. Всё меняется, когда прибываем в город. Машину облепляют муравьи на скутерах. Они кругом: сзади, спереди, справа, слева. Протискиваются мимо, подрезают и улетают направо или налево, прошмыгивают на светофорах. Хотя, на красный свет стоят почти все, т.к. по перпендикулярной улице несётся такой же поток хаотического движения. Ещё сложнее становится в узком центре. Тротуары заставлены припаркованными скутерами так, что пешеходы идут по проезжей части, между скутерами сидят люди и кушают или что-то продают. Автомобилю приходится очень тесно, мотобайки здесь – короли дорог. И вот она – наша гостиница Hanoi 3B hotel. Встречают очень дружелюбные администраторы, пока происходит оформление, приносят кофе. Здесь мы знакомимся со знаменитым вьетнамским кофе, ароматным и насыщенным на вкус. Все формальности улажены, поднимаемся в номер. Большая кровать и по 30 см с двух сторон от неё, здесь не развернешься. Зато работает кондиционер и есть ванная. Куда мы идём смывать первый пот от вьетнамской жары.
Ужасно хочется спать, так как в самолете не спалось, а по московским меркам уже утро, разница во времени +4 часа. (причём, разница между Москвой и Владивостоком, который на той же широте, что и Ханой, составляет 8 часов). Для того, чтобы легче пережить акклиматизацию, лучше дождаться ночи по местному времени и только потом лечь спать. Впереди полдня. Решаем прогуляться по туристическим местам. Благо, они в шаговой доступности: мавзолей Хо Ши Мина, буддийский храм, озеро. К вечеру возвращаемся в наш старый квартал. Он бурлит от скутеров, туристов, магазинчиков и кафешек. Перекусили первыми вьетнамскими нуддлами. Ещё не так поздно и время для прогулок есть. Берем тук-тук – это велорикша. Старенький дед катает нас по историческому центру, по пути смело рассекая между мотобайками, иногда на грани фола, и рассказывая истории для туристов. Показал место, где готовят и едят собак: неприятное и отвратительное зрелище. Остальное из первого вечера не помню, поскольку голова от недосыпа квадратная и я готов был уснуть на ходу. Вспоминаю, что мы прошли через несколько турагентств в поисках слипбаса до Хуэ (старая столица Вьетнама), который находится на полпути между Ханоем и Хошимином. Думалось сделать трип через страну с севера на юг с остановкой в старой столице в центре страны. Оказалось, что все они идут около суток с остановками и пересадками. Тратить так много времени на дорогу, конечно, не хочется. Думается, лучше бюджетными авиалиниями долететь напрямую в Хошимин. Этот вариант нам подсказали в последнем на тот день турагентстве.
Вообще, с общением у меня сразу возникли сложности. Понять английский язык вьетнамцев непросто. А понять, что именно они имеют ввиду – ещё тяжелее. Нельзя просто сказать им, что тебе требуется, нужно обсудить всё вплоть до мелочей. Иначе рискуешь получить совсем не то, что ожидаешь. Если, например, вьетнамец не поймет тебя точно, он не подаст виду, а сделает всё по-своему. Пройдя через несколько агентств, уяснил, что никто не называет объективного времени поездки. Все говорят: за 12 часов доедешь. А когда начинаешь детально обсуждать с ними маршрут, выясняется, что на дорогу уходит все 24 часа. Такое общение ужасно выматывает. В последнем же агентстве была девушка, вьетнамка, которая, тем не менее, приехала из Чехии. Разговаривала по-английски она хорошо и объясняла внятно и честно стремилась помочь. Там-то мы решили, что лучше всего лететь напрямую в Сайгон. Но утро вечера мудренее. Пора, однако, спать.
Хошимин.
На следующий день с утра решено было лететь в Хошимин. Бюджетными авиалиниями VietJet получалось, кажется, 100 долларов на двоих. Вернулись к знакомой нам чешской вьетнамке и запросили билет. Оказывается, до вылета остаётся около 3-х часов и через час пора ехать в аэропорт. Мы успеваем только пообедать в соседней кафешке. Ещё и дождь начался. Чешка подарила нам знаменитые вьетнамские шляпы, но мы их оставили в аэропорту, не хотелось весь отпуск носить с собой.
Во время нашего путешествия дожди были не редкость. Но они очень кратковременные и насыщенные. Так что, к моменту приезда такси ливень уже прошел.
Хошимин – это вторая столица Вьетнама. И этот город крупнее, чем Ханой. Вот и вся краткая справка, которую мы знали. И буквально на месте узнали, что Хошимин и Сайгон – это два названия одного и того же города.
Итак, второй день и мы начинаем привыкать к Вьетнаму. Решили немного сократить расходы и поехать в центр города не на такси, а на автобусе. Но не тут-то было, все автобусы перестают ходить после 8-ми, а время девятый час. Пока мы ходили и выясняли эту информацию, к нам присоединилась пара азиатов с предложением совместно поехать на такси в центр и разделить расходы. Думал, это те же вьетнамцы, им лучше знать, как лучше доехать. Оказалось, это были тайцы. Но нам, всё равно, нужно было в разные места. Мы откликнулись на призыв самого крикливого и приставучего таксиста и поехали. А он, оказывается, кроме нас, подсадил ещё одного пассажира. Хитрый жук!
Такси привезло нас в центр, по адресу гостиницы, которую случайно написала на бумажке вьетнамская чешка в Ханое. Там мы вышли и пошли искать гостиницу. Недорогую и приятную. И думать о том, что делать на следующий день. Кстати, Хошимин просторный и широкий город. Там такая же тьма скутеров с броуновским движением, но чувствуется простор проспектов. Или нам так показалось ночью. Кстати, старый город – это как отдельный квартал, вход в который осуществляется через арку с надписью. Возможно, с надписью о том, что это старый квартал или с предупреждением не входить. Шутка.
Гостиницу на две ночи не нашли, зато та, в которой мы остановились на одну ночь была просто изумительной! Она шестиэтажная, и начиная с 3-го этажа есть оранжереи и приятные уголки со скамейками и столами. На крыше – смотровая площадка на город, где можно посидеть за столом. Удивительно приятное место.
В этот вечер успели многое: прокатиться впервые на скутере, оказаться в непонятном месте, где нас высадили, пройтись по набережной, потерять и найти там фотоаппарат. За фотоаппарат отдал 7 долларов нашедшему человеку. Это ничто по сравнению с потерей, так как я мысленно уже распрощался с фотоаппаратом и фотографиями на нём. Хорошее завершение вечера на крыше и хороший номер.
В Хошимине на следующий день посмотрели собор Нотр-Дам, военный музей о вьетнамской войне, парк в центре города и зашли на центральный рынок. Последний находится в большом одноэтажном здании. Торговые ряды систематизированы по видам товара. Толчея на некоторых рядах была весьма плотная. Мне вспомнились 90-е годы и наши рынки. Я был очень рад, когда у нас вместо них появились магазины. Возвращение в прошлое. Прочь отсюда скорее!
По пути в гостиницу на бульваре заинтересовали группы молодых людей, которые играли – очень популярная игра в перекидывании по кругу пластмассовой спирали, очень прыгучей. Я присоединился к одному кругу и тоже несколько раз попал по спортивному инвентарю – занятная игра. Но у меня не очень хорошо получалось попадать, поэтому вскоре мне перестали его перекидывать. Дальше по дороге другие группки приставали к прохожим. Сперва мы отгоняли молодых людей, а потом выяснилось, что это местные студенты практикуются в английском языке. Я поразился их упорству и стремлению к трудолюбию. Когда мы, все-таки, остановились, нас окружила толпа студентов и принялась наперебой засыпать вопросами.
Вернувшись в гостиницу, решили, что делать на следующий день. Так как мы сэкономили много времени перелётом, то вольны были распоряжаться им щедро. И утром, съехав из гостиницы, мы арендовали мотобайк долларов за 7-8 на два дня и поехали в курортный город Вунг-Тау в 100 км от Сайгона.
Вунг-Тау.
Мой первый опыт езды на двухколесном транспортном средстве, помимо велосипеда. Первое время было сложно. Я не ожидал того, что он такой тяжелый и инертный. Привыкал к управлению. К резкому торможению и уворотам от лихачей. К троганию с места. В общем, хорошо, что первый опыт выдался не в городе, а на трассе. Правда, на выезде нас остановила местная ДПС. Полицейский, как увидел за рулем белого, так от возбуждения чуть на полдороги не выскочил. А мы читали, что во Вьетнаме не штрафуют. Если бы. Полицейский говорит, что никакие права, кроме вьетнамских, у них не действуют и нужно платить штраф. Поторговался и отдал 10 долларов взятки. Говорю, а если меня впереди остановят? «Мы последний пост, дальше никого нет».
По автобану ехать на скутере нельзя, поэтому выбираем междугороднюю трассу, и там тоже можно ехать только по правой полосе, рядом с обочиной. Все 100 км не было ни одного пустого пространства, ощущение, что постоянно едешь в городе. Моя Yamaha прилично набирала скорость, можно было ехать 80 км/час. Видел несколько патрулей, которые ловили с радаром мотобайки, благополучно их миновали.
Дорога сильно вымотала. Впервые за рулем скутера, палящее солнце, пыль, большегрузы. Мы выехали в полдвенадцатого, в самое жаркое и тяжёлое время. И ехали около 4-х часов. В дороге помогли оффлайн карта maps.me и очки – ветер слезил глаза и это создавало большие проблемы вдобавок к палящему солнцу. В Вунг-Тау я приехал с обожженными коленками, лицом и шеей.
Сам город сразу произвел благоприятное впечатление и остается, наверное, самым для нас приятным местом во Вьетнаме. Особенно интересно то, что о нём мы узнали только накануне из интернета. Там же, в одном описании поездки прочитали о гостинице «Сакура», которая также оказалась самым лучшим отелем за всё время нашей поездки. На курорт Вунг-Тау ездят, в основном, жители Сайгона на выходные. Это уютный город на мысу с благоустроенной набережной, длиной километров 15. Два пляжа: задний и передний, с каждой стороны мыса. На одном есть волны, на втором – тихое море. В Вунг-Тау впервые попробовали пить кокос: его обтёсывают с одной стороны и в дырку вставляют трубочку. Можно идти по улице с кокосом и пить его молоко. А допить уже лёжа на песку на пляже – приличная ёмкость. Кстати, некоторыми утверждается, что в Вунг Тау морская вода гораздо солёнее, чем на Фукуоке. Я сам не заметил. Из запомнившегося в тот вечер и доставившего удовольствие – самый вкусный ужин из только что выловленной рыбы, осьминога, ещё чего-то и приправами. А потом катание на байке по пустой дороге вдоль берега. Так мы проехали с одной части мыса на другую. Остановка в ресторане по пути и кофе на ступеньках перед морем. Положительно, это оказался самый неожиданный и приятный город для нас во Вьетнаме.
Наутро сгоняли на море на скутере, и поехали смотреть достопримечательности: интересная статуя на побережье, статуя Христа на горе, как в Рио-де-Жанейро, и маяк. На него мы поднялись на мотобайке и обозревали удивительно живописные окрестности – вид на море и город.
Обратная дорога должна была быть легче, так как к езде на скутере начал привыкать. Закрыл полотенцем открытые места на теле, надел очки и поехали. Двигались быстрее, но, всё-равно, дорога снова выжала все соки. А перед городом постояли в настоящей пробке из скутеров.
Вечер в Хошимине.
По приезду в город, поужинали и покатались по городу. Затем мы попали на известный сайгонский ночной рынок. Толкучка не такая, как на дневном, но выбор неплохой. Процесс общения с продавцами и торг дарит незабываемые впечатления: молодая симпатичная продавщица вполне серьёзно кричит на меня по-вьетнамски и улыбается. Как к этому относиться? С юмором! Я мигом перешёл на её волну и отвечаю тем же. Перекрикиваясь, со смехом мы дошли до половинной стоимости на льняные штаны. Необходимость в этих штанах позналась после поездки на скутере. До отлёта я проходил в них всё время, а шорты, белые брюки и джинсы, которые я брал с собой, так и катались в чемодане весь отпуск. После рынка, пошли по турагентствам. На следующий день у нас был определённый план – уехать в Камбоджу, в город Сиемрип, рядом с которым находится крупнейший храмовый комплекс Ангкор-Ват. Хотелось попасть на слип-бас – это автобус, который едет ночью. Но такие есть только через столицу Камбоджи – Пномпень и с пересадкой там. Поездка длится по обещаниям 12 часов, после утонений выясняется, что на границе нужно ждать около 3-х часов её открытия в 6 утра, потом ждать в Пномпене пересадки. Все это в итоге выливается часов в 20-24. Кроме того, есть прямой автобус в Сиемрип, но у всех он стартует утром и идёт 8 часов. Остановились на этом варианте: так меньше времени тратишь на дорогу. Вечером в Хошимине погуляли, как будто, прощаясь с городом. Признаться, мы привыкли к нему. К суете на улицах, узким кварталам старого города, кафешкам для местных на тротуарах, пиву Saigon и незабываемым азиатским запахам. Приключения с фотоаппаратом, походы по турагентствам, вечерние прогулки. К слову, по сравнению с Ханоем, здесь больше христианских церквей, а в Вунг-Тау, это, наверное, основная религия.
Дорога. Привет Камбоджа.
В 8 утра мы были возле турагентства, в котором накануне купили поездку. Нас провели к автобусу. Это оказался небольшой бас с 3-мя креслами в ряду, обитыми кожей. Хоть было ещё утро, но жара постепенно набирала обороты и в салоне кондиционер работал вовсю. Кроме нас была одна пара из Италии и двое ребят, один из которых испанец, второй – бразилец. Весь автобус был для нас шестерых. Думаю, нам повезло с выбором. В пути делать нечего, посмотрели кино на Mac, пообщались с попутчиками. На камбоджийской границе мы провели всего полчаса, как бы нас не пугали в других агентствах и заплатили по 35 долларов: 30 виза, 5 – за сервис оформления. После пересечения границы в автобусе ощущалось приподнятое настроение. Но 8 часов прошли, а мы всё едем. Уже и темнота спустилась. Хоть я не верил в сказки про 8 часов, приехали мы в Сиемрип через часов 12. И не в центр города, как обещали, а на какую-то стоянку автобусов за городом. Видимо, прикормленное место таксистов. Я спросонья даже и не понял где мы. Вдруг включили свет в салоне, все засуетились и уже вышли. А мы только собираем вещи. Попутчики ругаются с водителем, говоря, что он должен везти нас в центр. А он крутит головой, улыбается, вроде как не понимает, и отворачивается. На улице нас взяли в оборот таксисты тук-туков. Думаю, ну это же вокзал, они должны быть приставучие и дорогие. Целых два доллара! Смотрю по карте, можно пройти 150 метров до центральной дороги. Наверное, там можно найти такси подешевле, просто, ради принципа, что нас не обдирают. Показываю попутчикам на карте где мы находимся и говорю, что мы идём к дороге. Все ребята пошли за нами. Чувствую себя предводителем. Те таксисты с вокзала начинают донимать теперь уже меня и цена с двух долларов спускается до 0.5 долларов. Ну, это нормально, говорю поехали. Сажаем всех остальных по двум другим тук-тукам и стартуем. Правда, итальянка чуть не сбила мне всю цену. Она начала уточнять, производить какие-то расчёты, таксист чуть не вернулся к высокой цене. Ух, свалились вы на мою голову! А у этих туристов также нет забронированной гостиницы, они, как и мы, ищут их на месте. Поэтому решено было ехать вместе. Но после двух просмотров договорились разделиться и искать по-отдельности, так больше шансов найти свободные номера. После этого мы их не видели. Немного грустно было расставаться, слегка подружились что-ли, немного волновался, как они в итоге поселились? А мы прокатились по нескольким гостиницам за 10 долларов – это нормальная цена за хорошую гостиницу в Хошимине. Но в Сиемрипе за эту цену предлагают очень низкий уровень. Приемлемый вариант не ниже двадцатки. За эту цену и нашли отличный отель в центре на две ночи. Самый высокий, 3-й этаж, конец коридора, так что окна выходили на улицу, а не на стену соседней гостиницы, так как в центре отели налеплены друг на друга. Номер просторный, прохладный и приятный. Дизайн самой гостиницы тоже симпатичный: деревяные полы (дерево, как камень), картины в коридоре, пряный запах. Вообще, дух Азии. Отпустили таксиста, который нас возил всё это время за полдоллара. Бог мой, ну и цены! Пол доллара за такси! Правда, он взял с нас обещание встретиться с утра и, если мы решим, то быть нашим водителем. Привели себя в порядок и немного прогулялись по вечернему городу. Он оказался сильно перенасыщен туристами, торговцами и безработными тук-туками. Невозможно было пройти десятка метров, чтобы тебя не окликнули: «Тук-тук, сэр?», и не отстают пока доходчиво не объяснишь, что не нужно. Большой развлекательный квартал с адаптированными для европейцев кафе, ресторанами и развлечениями. Кругом гремит музыка, в рестораны зазывают с дороги, на улицах пьют пиво и танцуют под современные хиты. Мы постарались отойти от этого очень оживленного места и выбрали уличную столовку для местных.
Ангкор-Ват.
За эту главу я слегка опасаюсь браться. Так много событий и красивых мест уместилось в эти два дня. Из всей поездки во Вьетнам и Камбоджу, Ангкор-Ват – самое архитектурно насыщенное и самое аутентичное место. Ладно, по очереди и вкратце.
С утра встретили вчерашнего таксиста, отдали ему еще доллар или два за его труды и отпустили с миром. А сами пошли искать аренду байков. Нашли и сторговались за 12 долларов на два дня. Дорогое место. Сказалась моя неопытность: скутеры здесь были не такие мощные и очень неудобные для посадки. Ну что ж, назад пути нет.
Открыли карту и поехали в Ангкор-Ват, это не далее, чем в нескольких километрах от Сиемрипа. Сразу направились к первому и главному храму, куда двигается нескончаемый поток фотографирующих туристов. Но нас не пустили и спросили билет. Вот те на! Хорошо, где кассы? Они почти в Сиемрипе. Вернулись. Еще и заправились по пути у частника, который продавал бензин в пластиковых бутылках за доллар один литр, примерно. Купили билет: один день стоимость посещения храмового комплекса стоит 20 долларов на человека. Понеслась!
Джунгли, заброшенные здания, красочные храмы. Здесь вспоминается мультфильм про Маугли. Киплинг, вряд ли писал про это место, но мне оно напоминало именно про Маугли. Неописуемая словами и непередаваемая фотографиями красота. Это одно из мест в мире, которое посетить просто необходимо, каких бы приключений это не стоило.
А приключения начались ближе к вечеру. Я передал руль Даше, а потом во время ее манёвра попытался перехватить инициативу. Неизвестно, кто виноват, но мы оказались на асфальте с расцарапанными ногами и немного помятым пластиком скутера. Это были только цветочки. Покатались ещё по различным храмам, углубляясь в джунгли. А их на большой территории комплекса множество и не до всех из них добираются туристы, которых возят организованными группами на автобусе. В этом плане, иметь скутер очень удобно. Вечером начался дождь, который по нашему опыту должен быть коротким. Спрятались от него в палатке мастера, предлагающего красивые фигуры из кожи. Данное посещение принесло ему финансовую пользу, а нам – одну его поделку. Как только окончился дождь, минут через 20, поехали дальше. Асфальт мокрый, Даша ещё не привыкла к скутеру. Даже у меня, как водителя, привыкание заняло два дня. А тут сразу такие сложные условия. В общем, мы снова упали. Здесь раны у Даши оказались серьёзнее: синяки, царапины и растяжение. Я в последний момент успел спрыгнуть и почти не повредился. Несколько пластиковых деталей мотобайка поломались, на других – царапины. Всё вместе это выливалось в непростое испытание. Пусть за повреждения скутера мы заплатили 60 долларов – это мелочь. Но вот нога начала беспокоить. Хотя сперва это было почти незаметно и мы снова прогулялись пешком по Сиемрипу, отбиваясь от тук-туков. Даша стоически терпела боль. Зашли в знакомую кафешку на ужин. После еды попали в один из многочисленных салонов массажа, зазывалы тоже очень прилипчивые. Видимо, весь этот ажиотаж рассчитан на массового туриста – массаж (всё тело, один час) мне не понравился, похоже на простое растирание с маслом. Напоследок заглянули в бар европейского вида выпить пива и расслабиться от переживаний прошедшего дня. Оттуда в гостиницу поехали на тук-туке, всё-таки, нога.
С утра ноге стало хуже и она заметно распухла. Заехали в аптеку купили мазей, одну на основе змеиного яда, ещё каких-то препаратов и попросили продавщицу сделать повязку. После этого поехали на озеро Тонлесап. Знаменитое туристическое место в Камбодже. Или придуманное для туристов, чтобы, кроме Ангкор-Вата было чем ещё заняться. Там есть деревня рыбаков, расположенная в центре озера на лодках. К ней можно добраться только на лодке. Но на берегу договориться не получилось, все отказываются. А место это очень грязное, мусорное и вонючее – территория, куда рыбаки из плавучей деревни приезжают для выхода на сушу: купить чего-то, продать рыбу. Особенно донимала жара. Впитал я там, в общем, местной экзотики по горло. Оказалось, за пределами этого вонючего места, есть специально отведенный для туристов облагороженный причал. Где нет плохого запаха и продают мороженое. Разительный контраст. Билет на двухчасовую экскурсию стоит 40 долларов с человека. Думаю, достаточно нам этой экзотики, развернулись и уехали. Проехали дальше по берегу и попали уже в настоящую деревню на суше. Там, правда, тоже грязно, иногда непролазно, но не так сильно воняет. В какой-то момент, остановились, так как впереди на скутере уже не проехать. Решили судьбу не испытывать. Пока стояли, решали что делать, из соседнего навеса парень пригласил выпить рисовой самогонки. Разговорились. И договорились с ним за двадцатку прокатиться часик на лодке по озеру. Примечательно озеро Тонлесап тем, что в зимний период лес заливает водой и деревья торчат из мутной воды. На открытых водных пространствах в летний период растет рис, когда вода спадает. Так вот где его выращивают, оказывается! А после того, как выплыли из леса, озеро становится чище и не видно другого берега, местные называют это морем. Наш час вылился в 2.5 часа, ребята заехали к друзьям, которые рыбачат где-то в лесу посреди озера. Достали мелкой жареной рыбки, самогонку, соединили пару лодок и устроили посиделки. А время начинает поджимать, вечером у нас автобус, слип-бас, который повезет обратно во Вьетнам. Я начинаю переживать и тормошить рыбаков. С трудом они оторвались от такого знакомого времяпрепровождения.
Успели вернуться, сдать скутер, я еще зашел в магазин Asia food за продуктами. Дорогой, но очень хороший магазин. Большой ассортимент местной и, что необычно, японской еды.
Дорога на остров Фукуок.
Слип-бас ожидания не оправдал. Два ряда по два места горизонтальных лежаков. Два этажа. В агентстве мне обещали второй, но билет оказался на первый этаж. Там можно только лежать, очень низко. А с моим ростом колени можно держать только согнутыми. Чемодан мы сдали в багажный отсек, с собой у каждого по рюкзаку, которые тоже некуда пристроить, только куда-то запихивать под себя. Пошел пообщался с водителем, говорю, что нам обещали второй этаж. Там хоть сидеть можно. Водитель пообещал предоставить места на втором этаже, если останутся свободные. Слава Богу, такие нашлись. В самом конце автобуса. Это тоже удобно, так как мимо никто не ходит, а вещи можно положить в нишу в конце автобуса. Мы почувствовали себя VIP-пассажирами после первого этажа. Автобус стартовал в 7 вечера и было время до сна. Посмотрели на Mac кино, закинули рюкзаки в нишу и легли спать. Перед этим ещё пообщались с буддийским монахом, который лежал на соседнем ряду, он подарил какую-то карточку.
Место, конечно, неудобное, но, как-то я заснул. Правда, первое время постоянно просыпался, когда кто-то проходил мимо. За нами было спальное место сменщика водителя и ещё кого-то и на остановках автобуса они выходили. Что они там гуляли? Я всё следил за рюкзаком. Потом плюнул и уснул окончательно.
В 8 утра мы были в Сиануквиле, Камбоджа, где должна быть пересадка. Почти все пассажиры остаются здесь. Это туристический город на берегу моря. Снова мы почти последние, все уже вышли. Оглядываюсь и сердце ёкает. Рюкзак лежит не на том месте, на котором я его оставил. С угасающей надеждой я спускаюсь. Уже подняв его, я чувствую, что случилось плохое, рюкзак гораздо легче, чем должен быть. Открываю: ноутбука, фотоаппарата, кошелька НЕТ. Вот это удар! Беру в оборот водителя, угрожаю ему, требуя вернуть пропажу. Но по его лицу вижу, что он не причём. Полицию вызывать тоже бессмысленно. Остаётся только смириться, эта потеря необратима. В кошельке было около 400 долларов. Хорошо, что основная часть денег была в чемодане, который лежал в багажном отделении и остался цел. Позже я даже мысленно поблагодарил грабителя за то, что он вытащил из кошелька и оставил мне водительские права и карту Сбербанка. А может, у него и был расчет на это, чтобы обворованный не побежал искать вора. Настроение испортилось.
Ждали 1.5 часа автобус на пересадку с двумя француженками, с которыми познакомились накануне в Сиемрипе. Но разговаривать с ними желания не было. Доехали до другого города и там пересадка, где мы снова 1.5 часа под палящим солнцем ждали автобус. А ведь в агентстве обещали только одну пересадку. Время приближалось к полудню. У Даши нога начала опухать на глазах, уже и встать на неё нельзя. Жара, усталость, опухшая нога, потеря вещей и денег – всё это вызывало панику и злость на Камбоджу была великая. На границе снова пересадка. Уж скорее бы ставший родным Вьетнам и распрощаться с этой дорогой. В 14 часов приезжаем в конечный пункт, город Ha-Tien, откуда паром на остров Фукуок, где мы планируем провести остаток отпуска, 5 ночей на берегу моря.
Но наша дорога на Фукуок в этот день не привела. Распрощавшись с автобусом, я пошел искать паром. Сложным путем сурдо-общения выяснил, как нужно ехать к причалу. Нахожу двух мотобайков и мы едем к парому. А последний на этот день уехал буквально за пять минут до нашего приезда! Приключения продолжаются. Терпение, только терпение. Остаемся в Ha-Tien на ночь. На самом деле, оказалось, что так даже было лучше. С этими же суровыми вьетнамскими бабаями на скутерах объездили весь город в поисках врача и в итоге приехали в местную больницу. Там сделали рентген ноги, перелома нет, это утешает. Врач выписал кучу лекарств, в том числе антибиотики. А общались мы очень смешно: он пишет в google-translate фразу на вьетнамском, я ему отвечаю там на английском (русской-то раскладки на клавиатуре у него нет), переводчик переводит ему на вьетнамский. Подлечили немного Дашу и успокоили. Устроились в гостинице. А потом пошли гулять. Я снял велик и возил Дашу. Город оказался приятным. Туристов нет совсем, так как они сразу уезжают на остров Фукуок. Но на один вечер было интересно окунуться в атмосферу вьетнамского морского города. Посетили рынок, где торговали только что пойманным уловом и на месте его же готовили. Прогулялись по набережной, накупили фруктов и пили пиво на берегу. Хороший, на самом деле вечер оказался. Ещё и в больнице побывали и получили качественную медицинскую консультацию.
Фукуок.
Наконец, конечная цель путешествия со спокойным отдыхом. Плыли до острова около 1.5 часов на пароме по морю мимо живописных маленьких островов. В 10 утра уже были на Фукуоке. Снова нужно искать гостиницу. На сайтах искать – дело неблагодарное, особенно для первой поездки во Вьетнам. На деле, как всегда, получается всё иначе. Поэтому, для начала, нужно попасть в единственный и главный город острова, который находится на другом его конце, по отношению к причалу. На выходе с парома таксисты не дают протолкнуться, навязчиво предлагая свои услуги. Мы остановились, определились по карте со своим местоположением и тем, куда нужно ехать. Остановили такси. Договариваемся на приемлемую сумму, уже закинули чемодан в багажник, как случайно выясняется, что сумма будет другой. Иногда общение с вьетнамцами может вывести из себя: слушают, кивают и улыбаются соглашаясь, а получаешь совсем не то, что нужно. Пересели в микроавтобус. Цена та же. Просто, водитель аффилирован гостиницами в центре, куда нас и привез. А нам всё равно, мы собираемся погулять и, даже, поездить по острову и повыбирать. В этом городе оставаться смысла не было, это буквально большая деревня гостиниц, где одна налезает на другую. По улочкам ходят люди в плавках, пробираясь к пляжу. Как-то суетно. Нужно проехать по острову, посмотреть в других местах. Снимаем скутер, уже за 10 долларов в день. Начинаем чувствовать совсем другой, туристический уровень цен. Это сказывается на всем: еде, услугах и т.д. Остров маленький и основное его предназначение – туристы. Выезжаем из города, и едем вдоль берега, по единственной, впрочем, дороге. Видим съезд к морю на гостиницу, но она стоит 140 долларов в сутки. В то время, как в городе можно найти за 20 в сутки бунгало. Но эта стоит отдельно. Проезжаем дальше, видим парк развлечений, а дальше туристическая цивилизация заканчивается. Хотя, проехав ещё, нашли три отдельно стоящие гостиницы на берегу, с бунгало. В двух из них номер стоит более 100 долларов в сутки, в третьей – 50. Запоминаем и едем дальше, но там уже ничего нет, пока туризм не проник во все уголки острова, хотя тенденция заметна.
Решаем остановиться на 4 ночи в бунгало за 50 долларов, тем более, место нам очень понравилось: уединённый берег моря, пляж, отдельный домик. Возвращаемся в город, сдаём скутер и на такси едем в гостиницу. Уже стемнело, хоть и не поздний вечер. Ищу администратора, приходит другая, нежели днём, девушка. Она называет цену 45 долларов. Ого, думаю, а попробуем ещё спустить. В итоге, договорились за 40 долларов за ночь и завтраком из нуддлов (без вариантов) и соком с утра. Отлично, нам большего и не нужно!
Оставшиеся дни пролетели незаметно: лежали на пляже, гуляли по берегу, заходили в соседнюю рыбацкую деревушку. Я простудился от вентилятора в комнате и на следующий день получил тепловой удар – два антагониста в одно и то же время. Даша начала помаленьку ходить и даже плавать. Даже жалость от потери ноутбука, фотоаппарата и денег немного утихала. Хотя, было очень жаль потерянных фотографий, особенно из Ангкор-Вата. Хорошо что телефон остался цел и какие-то фотографии сохранились там.
Ханой.
19 ноября с утра у нас был вылет в Ханой, билет был куплен заранее за 1.5 месяца. Откуда на следующий день вылет в Москву.
Снова Ханой. В первое посещение не удалось с ним хорошенько познакомиться. В полдень мы уже в центре, идём искать гостиницы. С этим несколько затянули, я все стремился к совершенству, а потом заблудились и потеряли понравившийся вариант. Благодарен огромному терпению Даши. Нашли, наконец, мы эту гостиницу за 25 долларов с завтраком. Prince II. Отличная гостиница! Гораздо лучше той, в которой мы останавливались в первую ночь. Номер просторный, вид из окна на старый город – красота. Пошли мы теперь уже спокойно и расслабленно гулять по старому городу и набирать сувениров. Почему-то именно из Вьетнама захотелось увезти много сувениров. Наверное, из-за того, что она необычная для нас (в том числе, кофе и чай) и из-за того, что, несмотря на кражу, у нас еще оставалось достаточно денег. Незабываемые и непередаваемые сцены, когда мы торговались в каждой лавке. Мне начинает это нравится.
И ужин был в уличном кафе, с едой, которая готовится на переносной плите при нас и подогревается в течение ужина. Распространенное явление во Вьетнаме среди местных жителей. Очень вкусный ужин!
Небольшая прогулка перед сном. Дошли до пруда в центре города, куда в прошлый раз не доехали. Посмотрели на бегающих крыс, спящих на скамейке людей, отказались от предложения купить травку и пошли в номер. По пути уже начали встречаться уборщики, которые выходят на работу в 11 вечера. Мусора за день на тротуарах и дорогах накапливается достаточно.
Впечатления.
Многое в этой стране было для нас в новинку. Что-то было необычным, что-то неприемлемым, а что-то, наоборот, очень даже приятным. Тем не менее, если относиться ко всему с легкостью, можно пропускать весь негатив и получать истинное удовольствие.
Мусор на улицах был непривычен. Далее, простое отношение людей к быту: могут кушать на тротуаре, и живут в домах, двери которых открыты и прохожим видна внутренняя жизнь, домашние животные, которые бегают повсюду. Да и вообще, к различным вещам, окружающим нашу жизнь, вьетнамцы подходят не заморачиваясь. Например, даже в крупных городах электрические провода протянуты на столбах по улицам. Это выглядит как большая перекрученная жила. А если случилась авария, они просто добавляют новый кабель, при этом ходят по самим проводам, как по тротуару. Очень много стригут людей на улице, на стульчике перед зеркалом. Сложность общения: так до конца поездки я не смог привыкнуть и понять их менталитет, у них другие ценности в жизни. Жаркий и очень влажный климат – выходя на улицу, сразу и на весь день покрываешься липким потом. Еда, вполне, съедобная, может быть, она уже стала адаптированной к европейской. Хотя холодное манго с перцем я осилил с трудом. Удивительные и изумительные фрукты: личи, кокос, манго, хурма и много всего другого, названия чего я не запомнил. Все эти фрукты гораздо вкуснее тех, что продаются у нас. Я наслаждался там их вкусом. Люди, в целом, дружелюбные и готовые помочь. Русскоговорящих, как сообщалось на некоторых форумах, мы не встретили. Но мы, все-таки путешествовали нестандартно. Англоговорящих тоже немного, в основном, в сфере услуг. В некоторых магазинах также не всегда встретишь англоговорящих, молодежь в этом плане более развитая. Основное движение – скутеры, ездят по правилу «не столкнуться с другим скутером или пешеходом» – им это удается, упорядоченный хаос. Жизнь во Вьетнаме дешевле, чем у нас.
А в целом, если отбросить человеческий фактор, то это просто райский уголок!

Добавить комментарий