Самарканд-Бухара 2014

IMAG0640-001 Большая идея посетить Самарканд и Бухару поселилась в моей голове давно. Может быть, еще с восточных сказок «1000 и одной ночи» и диснеевских мультфильмов про Алладина. Ведь, правда, все истории про древний Восток оборачиваются сказками. А кому не хочется снова и вживую попасть сюда?
Затем в нашей жизни появился интернет. В котором есть любая информация. В том числе, про Самарканд. Оказалось, двух-тысячелетний город реален и вполне процветает в духе времени, привлекая туристов. Фотографии и рассказы путешественников сообщали, что там еще витает дух древнего Востока.
Жарким весенним днем 2014 года я, все-же, решился. Да, май был очень жарким. По словам очевидцев. Поскольку, практически, весь месяц я провел в Дюссельдорфе.
Вспомнив, что в 12 июня отмечается день России и на отмечаниие есть четыре выходных дня, я решил воспользоваться предоставившейся возможностью.
Подготовка.
Для поездки в Узбекистан гражданам России виза не требуется. Просто берешь с собой заграничный паспорт, туда ставят отметку о въезде-выезде. Наиболее удобные рейсы предоставляли узбекские авиалинии «Узбекистон хава юллары»: вылет в Самарканд 11-го ночью и обратно 15-го днем. Стоимость около 20000 руб. через сайт Таларии.
Гостиницу решил бронировать небольшую, частную. Так дешевле и гораздо уютнее. Рассмотрев нескольких вариантов, решил остановиться на гостинице Jahongir в центре города. После переписки с владельцем гостиницы остановились на стоимости в 3000 рублей за три ночи с завтраком и интернетом.
Деньги решил менять на месте. Взял с собой рубли. Официальный банковский курс ниже курса обмена на рынке. Это я выяснил из форумов.
Ничего больше. Закинул в сумку через плечо рубашку с футболкой и шортами и поехал в Домодедово.
Полет.
Вылет был в 23.55 из аэропорта Домодедово. Продолжительность полета 3 часа 50 минут. Столкнулся с азиатским менталитетом уже в аэропорту. Раньше, когда вылетал куда-нибудь из Домодедово, всегда обходил стороной рейсы в средне-азиатские республики – там постоянно толпа с баулами. Однако сейчас мне этого не миновать. Встал в очередь. Через какое-то время ко мне подошла семья с кучей сумок. Попросили меня взять на свое имя часть их багажа – видят я только с легкой сумкой. Я решил проникнуться духом сердечной Азии и, тем более, вспомнил, как мне однажды помогли с багажом в Питере при возвращении из Америки. Слегка поколебался и согласился. На внешний вид, вроде, приличные люди. Хотя, с каждой минутой сомнения начали терзать меня. Поэтому, когда на регистрации меня раскусили, сильно сопротивляться я не стал и вернул багаж обратно. Кстати, он-лайн регистрации у этой авиакомпании нет.
Затем паспортный контроль, куда я также дошел с волной попутчиков и ожидание вылета. Вылет задержали на 2 часа. IMAG0532-001Принимая во внимание бедлам при регистрации и все больше проникаясь духом бывшей братской республики, я не слишком этому удивился.
Вылетели в 2 ночи, прилетели в 6 утра. Еда в полете на приличном уровне.
Самарканд.
Гостиница предоставляла услуги такси за дополниттельную плату. Я посчитал, что в аэропорту найду дешевле и не стал заказывать. После бессонной ночи в самолете у меня не было желания торговаться с таксистом. Да и по московским меркам цены, даже у аэропортовых таксистов, были невысокими. Таксист адрес не знал, поэтому я достал телефон и мы поехали по GPS.
В гостинице в 7 утра хозяев еще не было и меня встретил племянник Одила, хозяина гостиницы. Итак, гостиница – это обычный узбекский дом с внутренним двориком. В нашем случае, было два сквозных дворика, окруженных двухэтажными помещениями. Порядком потомив меня во дворике, видимо, комната еще не была готова, мальчик позвал меня к завтраку. Хотя, почему позвал? Я сам сел за стол. К иностранцам. Оказалось, в этой гостинице проживает куча иностранцев: семейные французы, немцы, бельгийцы, одна француженка среднего возраста и два пожилых француза, которые много пили алкоголя. Кстати, мальчик по-русски, практически, не разговаривает, мы общались на английском.
Стандартного размещения в гостинице нет, все по-восточному на словах и договоренностях. IMAG0788У меня забрали паспорт для регистрации в службе безопасности и выдали ключ от номера. Приятный номер на втором этаже, с кондиционером и телевизором (который я, по привычке, не включал ни разу). В номере также душ, две кровати и на стенах ковры. Включив кондиционер, я отрубился на несколько часов.
Днем пошел гулять. Самая главная историческая часть Самарканда – это площадь Регистан. До нее я дошел за 8-10 минут пешком. Время сразу после полудня, начало жутковато припекать. На улицах туристы и многообразие языков.
Для начала я решил оглядеться и просто пройтись по улицам. Прошелся по известной площади Регистан мимо трех медресе и далее вниз. Куда вела мощеная дорога. Справедливо рассудив, что она построена специально для туристов, чтобы привести их к наиболее интересным местам. Так оно и оказалось. Эта улица в тени деревьев оказалась шопинг-бульваром, которая проводя мимо мечети Биби-Ханум доводила до базара.
IMAG0551-001Биби-Ханум стилистически напоминает медресе с площади Регистан на мой непритязательный архитектурный взгляд. Такая огромная стена башни – это вход, стены и внутренний двор. По нему водят туристов и продают туристические безделушки.
Мне очень нужен был базар. Чтобы разменять деньги и пообедать. Только войдя, сразу попадаю в объятия ловкого молодого человека, который обещает мне содействие во всем. Рассудив, что стоит сперва присмотреться, пошел изучать местность. Ряды-ряды фруктов, овощей, сухих фруктов, специй и много чего, не всегда доступного пониманию. IMAG0577-001Вернувшись к встретившему меня парню, озвучил свою цель. Он повел меня скрытыми путями, срезая путь, на вещевой базар. Там прогуливались парни с кипами узбекских сумов меняя их на рубли, евро, доллары. Если официальный курс был 1:63, то мне поменяли за 1:85!
Конечной точкой моего маршрута в первый день был мавзолей Гур-Эмир, гробница знаменитого Тамерлана. Она находится в другой стороне от базара, минуя Регистан. Ближе к вечеру поток туристов иссяк и я почти в одиночестве подошел к этому величественному сооружению. Здесь я впервые ощутил разницу стоимости билета для местных и для иностраных туристов. Для иностранцев он стоит, едва ли, не в 10 раз дороже, хоть и 150 рублей на наши деньги. Замечательно отреставрированный уже в современное время, мавзолей смотрится великолепно и богато. Я присоединился к группе узбекских туристов. Потихоньку некоторые слова я начинал понимать, как-никак одна тюркская группа языков. IMAG0604Экскурсовод с благоговением рассказывал историю. А посетители внимательно и с большим уважением его слушали. В конце он произнес молитву, к которой все присоединились. После окончания рассказа вся группа дополнительно оставила молодому рассказчику чаевые.
Внутреннее убранство гробницы, действительно, поражает своим богатством и красотой. И прохладой. Уходить, как минимум по этим причинам, совсем не хотелось.
Выйдя за пределы архитектурного комплекса, я поразился тому, насколько вечер изменил город. Стало не так жарко, на улицы высыпало множество горожан. А на площади возле Регистана вечерные прогулки были похожи на какой-нибудь праздник. Проходя мимо ресторана возле площади, я обратил внимание, что там отмечается какое-то торжество. Спросил у одного из окружающих зевак, что там происходит. Мне отметили, что кто-то отмечает обрезание у сына. Вот так.
Ближе к дому я зашел в ресторан, напротив того, в котором я до этого обедал. Днем я заметил, что за несколькими столами местные жители пьют водку. Днем! При жаре +35°С! Вечером такого я не видел. Поужинав за смешные деньги, где-то, около 10000 сумов, я пошел отсыпаться. Наутро предстоял путь в Бухару.
Бухара.
Почему я решил поехать также в Бухару? Наверное, посчитал, что 1,5 дня на Самарканд достаточно и один день можно потратить на Бухару. И, вообще, «Бухара» звучит так же сказочно, как «Самарканд».
Накануне выяснил у брата Одила, который руководил отелем в его отсутствие, как можно добраться в этот город. 260 километров. Самый простой и удобный вариант – на машине вскадчину. 4 человека в одну машину, помимо водителя. Так и решим.
Встав в 7 утра и быстро позавтракав, поехал на такси на край города, откуда отходят машины на Бухару. Пока ехали, водитель мне рассказал, что лучше выбрать автобус, так как он не тормозит перед радарами и, соответственно, быстрее доедет. А с учетом удобства посадки, я остановился на этом варианте. Как раз при подъезде видим автобус на Бухару. Торопливо расплатившись с водителем, побежал к автобусу. А он, оказывается, ждал, пока наберется полный салон. Тут мне стоило насторожиться и передумать. Но, по своей упрямой привычке я не стал менять выбор. Итак, еще около часа мы ждали пассажиров. За это время зашла какая-то бабушка, которая продавала белые шарики, похожие на камень. Их я заметил еще накануне на базаре. Оказалось, это прессованный сыр. Очень соленый. Я съел только половину.
Постепенно воздух прогревался. Наконец, полдесятого, мы тронулись. Мы повезло, я сидел перед вторыми дверьми и с правой стороны. Т.е. мог вытянуть ноги, а встающее солнце было на левой стороне и не так жарило. Почувствовав некоторое удовлетворение оттого, что мы, наконец, едем, я весьма расстроился первой остановке буквально через 20 минут. Оказалось, нас догнал разбитый москвиченок, водитель которого просил водителя автобуса отвезти в Бухару железные прутья. Наш водитель соглашался только на половину груза. На препирательства и перекидку груза ушел еще час. Снова в путь. Автобус покачивает, за окном поля. На лужайках с грузовиков продают арбузы. Я внезапно захотел арбуз. В автобусе духота. Ветер, который попадает из форточки уже не спасает, он стал горячим, как в сауне.
Через две трети пути проезжаем город Навои, где по утверждению соседа, старика-аксакала, который скрашивал мне путь, находится самый крупный базар. Там выходят 80% пассажиров. А нас пересаживают в микроавтобус. Нет. Это даже не Газель. Этот транспорт еще уже. Я сразу забрался на переднее сиденье. Водитель хотел меня выпихнуть, но я сослался на водителя автобуса, который посоветовал мне это место. А пассажирская часть постепенно набивалась. Сперва туда заносили ящики. На них складывали сумки. И непостижимым образом рассаживались вокруг. Я начинал радоваться, что сижу впереди, относительно свободно. И в этот миг, открывается дверца и мужик говорит: «Двигайся». Куда? На коробку передач? Ага, точно! Я бы его самого туда посадил, но он принял к себе на колени огромную коробку. Вот так я оказался зажат между водителем и мужиком с коробкой. И с ручкой переключения передач между ног, а сзади на меня наваливалась женщина с ребенком. В жаркий полдень. О, дай мне силы вытерпеть!
Я снова совершил ошибку, выбрав автобус. Как когда-то раньше, когда ездил из Краснодара в Геленджик на автобусе, также в самое жаркое время и прокляв все на свете.
Помимо меня в Бухару таким образом ехали еще двое туристов: пара из Австралии. Решив им помочь, в Бухаре подошел к ним и спросил, куда им нужно. Полагая, что также, как и мне – в центр. Так и оказалось, поэтому мы взяли одну машину на троих.
IMAG0687Старая Бухара – это небольшая центральная часть, в основном, пешеходная и с краю крепость Арк. Подъехав к старой части, я хотел выйти, но оказалось, что иностранцам нужно к другой ее стороне. Водитель дополнительно запросил по 1000 сум (11-12 рублей). Не бросать же австралийцев. Когда подъехали, те отказались платить дополнительную сумму: «Я знаю местные цены, такси не стоит столько, пусть не обманывает…». Забрали свои рюкзаки и скрылись не попрощавшись. Мне аж стыдно стало перед водителем. Я заплатил за всех. Зачем, вообще, я решил им помогать?
Злой после автобуса и после помощи иностранцам я пошел в старый центр. Зашел в магазин, чтобы купить воды. Вода всегда должна быть с собой, особенно, в такую жару. А было +43°С. Все, включая местных жителей, носят с собой воду. Но в два часа пополудни в Бухаре никого не было на улицах, они были пустынны. Это было какое-то нереальное ощущение – шагать по старинному Востоку одному. Мимо домов богатых беков, которые отдыхают в это время на цветных подушках в прохладной комнате. Но все это, конечно, дорисовала моя фантазия. Она же все это время подпитывалась аутентичными местными персонажами, которых я встречал: местные жители в национальной одежде, старик в автобусе на соседнем кресле, мудрый и ироничный, как Хоттабыч и т.д.
IMAG0661-001И вот, глазея по сторонам, добрался до какой-то площади. Жара придавливала. Там сразу перешел в тенек, чтобы попить пока еще прохладную воду и покурить. За то время, пока стоял, видел только одного пешехода: по той стороне площади прошла быстрым шагом женщина под зонтиком.
Шагаю дальше. Идея была следующая: пройти через историческую часть и выйти к крепости Арк, от которой я оказался на обратной стороне, благодаря австралийским попутчикам. Но постепенно, как я понял, меня начало уводить в сторону. Нужно спрашивать местных. Посчастливилось повстречать двоих молодых людей, которые грузили песок в тачанку, видимо, для строительства. Один из них моего возраста и его младший брат. Старший из них говорит, что я, действительно, сбился с пути и он готов мне показать правильный путь, но после того, как отвезет песок домой. Я согласился. В разговоре выяснилось, что его зовут Азамат, 10 лет он прожил в России в московской области, занимаясь строительством и сейчас, накопив денег, достраивает семейный дом. Заработанного ему также хватило на Матиз. Пригласил меня к себе. Посидел у них во внутреннем дворике, пока он быстренько сбегал в душ и переодевался, попил холодный компот. В завершении он выгнал Матиз со двора и предложил мне экскурсию по старому городу. Мне как-то неловко было отказывать. И спрашивать, сколько заплатить ему за услуги. Про себя решив отблагодарить его обедом. Я очень хотел попробовать настоящий узбекский плов. Дед в автобусе много рассказал про различные способы его приготовления.
IMAG0681Азамат провез меня на Матизе в самый центр старого города. Его пропустили, потому что он там свой человек. Историю он особо не знает, но названия и назначения зданий охотно мне рассказывал. Получилась экспресс-экскурсия по старой Бухаре, в конце которой пошли в Арк. Сперва он хотел как свой человек пройти без билета и провести меня, но кассир оказалась строгой женщиной, которая не согласилась с его доводами. Я улышал искрометную восточную перебранку, в результате которой были куплены билеты на всех по цене для местных жителей. Крепость оказалось очень интересной, Азамат по пути показывал места, где сидел визирь, а где рубили головы. Поглядели на город с крепостной стены и пошли обратно.
Поехали к другу Азамата менять деньги, так как я хотел пригласить его на обед и мне нужны были местные деньги. Хотел поменять по курсу 1:80, но я сказал, что мне нужно 1:85. Согласился. Затем поехали в центральный ресторан, который находится в старой части, рядом с фонтанами. Директор ресторана старинный друг моего провожатого. Все вместе сели за один круглый стол в пустом ресторане. Наконец, моя мечта о плове сбудется. В самом главном бухарском ресторане. Однако, оказалось, что плов готовят и едят только в обед, максимум до 2-х часов. А мы пришли после 3-х. Незадача… Попросил мяса. Напоследок хозяин ресторана отказывался принять деньги, пришлось силком оставлять ему.
В конце Азамат рассказал откуда уходят машины в Самарканд и мы распрощались в дружеском расположении. Я решил еще раз пройтись по старому городу пешком, в этот раз не спеша. К жаре уже немного привык, а еда придала дополнительных сил. Базары ковров, мечети, медресе… Время, как будто, не властно над Востоком.
На вокзале стояло несколько машин. Я был первый в Самарканд. Соответственно, мог сесть впереди. Осталось дождаться еще троих. Сперва пришла девушка, знакомая водителей. Очень быстро выяснилось, что впереди я сидеть не буду. Сальными шутками мужики предлагали взамен воспользоваться ее услугами на поприще древнейшей профессии. Ну их нафиг! Наконец подошли еще двое. Русские, из Душанбе. Судя по всему, командированные, которые на перекладных едут обратно. Я себе не могу представить, чтобы таким образом ездить по командировкам.
Тронулись. Машина идет гораздо резвее автобуса. Девушка включает громко местное радио и с чувством подпевает. Душанбинские просят выключить музыку. На полпути остановка. Оказалось, пересадка в другую машину. Вот так новости. Девушка покидает нас и новый водитель ищет еще одного попутчика. От усталости ломит спину, мне срочно нужно сесть вперед. Наконец, к 9-ти вечера мы приезжаем в Самарканд. Взяв такси, еду в Регистан. Хоть одна мечта должна сегодня исполниться?! По пути захожу в магазин и покупаю арбуз. Хочу угостить всех постояльцев гостиницы, которые попадутся. Когда прошу нож и тарелки на кухне встречаюсь с русской парой, которые пришли с этой же просьбой для своего арбуза. Удачно совпало. Зову на свой арбуз, а их ставим в холодильник. Оказалось это пара из Сергиева Посада. Тоже путешествуют. На следующий день собрались ехать дальше. Так закончился мой полный событий день. Уставший и удовлетворенный я пошел спать.
Самарканд.
Этот день был самым неспешным и комфортным. С утра за завтраком снова разговорился с француженкой, Каролин. Она посоветовала обязательно посетить ансамбль Шахи-Зинда. Говорит, это еще более сказочно, чем все, что я до этого здесь видел. А ей я рассказал про Бухару.
IMAG0778Итак, снова Регистан, уже с посещением всех медресе. Красота неописуемая. Совершенно нестандартная архитектура, несравнимая ни с чем. Я николько не жалел о том, что приехал. Много туристов, как иностранных, так и местных.
Снова пешеходная улочка с бутиками. Купил маме и сестренке шелковые платки. Отправил открытки. Зашел на базар разменять деньги. И не заметил, как подошло обеденное время. Нужно срочно ехать в «Центр плова», который мне посоветовали. Это популярный ресторан у местных с хорошей кухней, особенно, с пловом. IMAG0787-001Заказал одну порцию. Как выяснилось, зря. Это большая порция, которую обычно берут на двоих. А у меня кроме этого еще салаты различные, хлеб, чай. В конце я уже с трудом заставлял себя есть, с ужасом представляя, как я пойду обратно. Кстати, отдельный разговор про хлеб. Впервые об уникальности самаркандского лаваша мне рассказал старик Хоттабыч из автобуса, его слова тут же нашли подтверждение: в пути автобус сделал остановку и водитель передал пачку лавашей поджидавшему парню. По словам попутчика, самаркандский лаваш – самый вкусный и за ним приезжают издалека. Пробовали использовать тот же рецепт, и даже глину для тандыра из Самарканда в других местах, но нигде хлеб не получается таким вкусным. Кроме моего аксакала я слышал об этом и от остальных местных жителей.
С трудом пересилив себя, покатился к выходу. Еле поймал такси, в том районе они, оказывается, редки. Кроме меня в такси ехала еще женщина, таксист развозил несколько человек.
IMAG0820-001Немного отдыха и в Шахи-Зинда. Время близилось к вечеру, когда я тронулся в путь. Нужно пройти Регистан, базар и еще столько же, чтобы попасть в этот ансамбль. Это некрополь, маленький город в городе. С несколькими улочками между 11-ю мавзолеями. Для местных очень почитаемая святыня. Про него есть красивая история, но я не буду утомлять читателя, а расскажу свои впечатления. Во-первых, я, как иностранец, заплатил за вход в 10 раз больше. Почувствовал себя в Эрмитаже, куда однажды я попал с иностранным гостем, но там я брал второй билет тоже на свое имя. Просто, ситауция напомнила ту и нигде больше я не встречал разные цены для туристов. При входе в Шахи-Зинда попросил попить чайку. Не знаю, что на меня нашло. Пока сидел с чаем, на выход прошла группа местных, но перед тем, как выйти, они сели и прочитали молитву все вместе. Во-вторых, я снова был почти один. И это снова наложило свой отпечаток нереальности. А поскольку внутри никакой современности не было, я почти почувствовал себя как в старые времена. В общем, бродил я там слегка ошалевший красотой, нереальностью и каким-то благоговением. И уже направляясь к выходу, глянул направо. Надо сказать, что Шахи-Зинда на холме и Регистан на холме. И вот со своего холма я увидел Регистан. Причем ракурс был таким, что я потерял чувство реальности, показалось, вот чуть-чуть и я окажусь в 12-13 веке. Аж страшно стало. И интересно.
В гостинице я снова повстречал своих иностранцев и позвал их на арбуз. Они восприняли это приглашение очень серьезно и ушли готовиться. Помывшись и приодевшись, я спустился на вечерние посиделки. Было интересно. Конечно, у меня спрашивали про Путина и про войну. А я им рассказывал про друга в Киеве. Жаль, не было на посиделках Каролин – она уже уехала в Бухару и только в двери оставила мне теплое послание.
Домой.
Не стал мудрить и такси до аэропорта заказал в гостинице. Дороже, но увереннее. В 7.30 я уже был в аэропорту. Очереди, люди с баулами. Но теперь это стало, как-то, ближе. Не верилось, что через 4 часа шлепки на ногах этих людей станут совершенно неуместными.
Декларацию по прилету я заполнял очень ответственно, вписав все электронные приборы и все деньги. Соседка рассказала, что однажды она округлила сумму, но ее обыскали и лишнее забрали себе пограничники. А электронные приборы писать нужно обязательно, чтобы их потом вывезти. В общем, с таможней у меня проблем не было. Но была снова задержка рейса, которая выматывает хуже полета.
И, все-таки, оказавшись в Москве, среди некоторого порядка, я почувствовал себя комфортнее. У каждого менталитета есть свои плюсы и недостатки.