Япония 2013

Не верилось до начала самой поездки в то, что она состоится. Наверное, правильнее даже будет сказать, верилось в физическое перемещение, но не представлялось, что там ожидает. Поскольку, всё, что до этого слышал или читал, подтверждало мысль о том, что Япония – это другая планета. Европа – это соседи, они привычны и знакомы. А вот новые впечатления от другой жизни предстояло получить.
Для начала нужно, наконец, решиться поехать. Так как желание попасть в сказочную страну самураев и гейш витало давно. Думаю, после поездки в Америку в 2012 году наметились конкретные планы на поездку. И опять с заездом на воздухоплавательное мероприятие. Скорее всего, в Саге – наиболее популярном месте, которое постоянно на слуху.
Для этого в начале 2013 года связались с главным японским обсервером Хироми Фурукава. Она сообщила, что пока это обсуждать рано, ближе к лету будут известны все подробности и разосланы приглашения. За это время изучалась информация о стране, которая подтверждала инопланетную сущность этого места.
Есть книга о Японии Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры», которая были отмечена императором Японии и критиками. Но она слишком глубоко подходит к теме раскрытия японской сущности, так что я ее с первого раза не осилил и забросил, где-то, на 5-й странице. А взялся читать легкую и занимательную книжицу современного журналиста Александра Куланова «Обратная сторона Японии». На мой взгляд, она давала практические советы для первого визита в Японию.
18 июля Хироми прислала приглашение. Вот тогда начали думать о поездке уже по-настоящему. Мы – это я и Таня и присоединившийся к нам Андрей Носков из Кунгура. Для того, чтобы получить приглашение для оформления визы в японском посольстве, требовалось детально проработать маршрут. Необходимо было расписать каждый день, чтобы затем это указывалось в приглашении от японской стороны. Пришлось браться за маршрут как можно скорее. Нужно было изучить места, которые находятся недалеко от Саги. Выбрать самые интересные из них. Изучить способы, как до них можно добраться.
Japan mapЯпония состоит из 4-х крупных островов: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Если смотреть с севера на юг. Еще дальше на юг есть курортный остров Окинава. Токио расположен на острове Хонсю. В 90 км от него находится Фудзияма. А так как чемпионат начинается во вторник 30 октября, а заканчивается в воскресенье 4 ноября, то двухнедельный отпуск делится на 2 части: до Саги и после. Решили перед фиестой посмотреть Токио и Фудзияму, а после – остаться на острове Кюсю, на котором находится Сага, посетить интересные места и, при возможности, позагорать и поплавать в Тихом океане.
Примерный маршрут определен. И даже куплены билеты Москва – Токио – Москва (за 2,5 месяца до перелета) в компании Аэрофлот за 1000 долларов. Многие европейцы летают в Токио Аэрофлотом с пересадкой в Москве (стоимость при этом составляет 500 евро перелета туда-обратно…). Выбран перелет из Токио в Сагу. Это компания ANA – вторая авиа-компания Японии после JAL. У нее максимально удобный маршрут: Токио – Сага, из аэропорта Ханеда (второй по величине в Токио и один из крупнейших в Японии). Говорят, при вылете из Ханеды можно из иллюминатора увидеть Фудзияму. Действительно, можно. Но в ясную погоду. Кроме этого, при старте открывается изумительный вид на Токио. Обратный перелет этой же компанией: Фукуока – Токио, но в аэропорт Нарита, из которого у нас дальше вылет Аэрофлотом в Москву. Даже терминал тот же. Стоимость перелета туда обратно составила чуть более 9 т.р., около 27 тысяч йен. Причем забронировать можно было сильно заранее, а выкупить билеты непосредственно перед полетом. Все вопросы решались с московским офисом ANA по электронной почте. Спасибо их представителю Галине за терпение и помощь.
Оставалось выбрать и забронировать гостиницы. Этим занималась Таня. Это большая работа. И была проделана ею отлично!
В итоге, после долгих изучений достопримечательностей, времени на их посещения и стыковок, был определен маршрут и забронированы гостиницы. Действительно, скоординировать всю поездку вплоть до мелочей – это сложная задача. Особенно при первом посещении этой незнакомой и немного странной Японии. С большим трудом мне пришлось отказаться от идеи арендовать машину. По нескольким причинам: дорогая аренда, дорогой проезд по автобанам, пробки в Токио, дорогие парковки и их отсутствие, дорогой бензин и, наконец, совершенно незнакомая страна, с правосторонним движением и указателями на японском языке (основные, конечно, дублируются на английском, но не так часто, чтобы на большой скорости успеть определиться). Хотя, очень многие автомобили в Японии, даже бюджетные, оснащены GPS-навигатором и системой парковки. Но в первый раз все-таки решено было не брать машину. К тому же российские международные права, по данным из многих источников, официально в Японии не действуют, так как наши страны подписали Женевскую конвенцию в разные годы. Хотя, говорят, если попадется невнимательный сотрудник, может повезти. Но шансы на это в стране с высокой организацией и вниманием к мелочам очень малы.
После детального уточнения маршрута можно было направлять эту информацию приглашающей стороне в Японии, чтобы она на основе этих данных подготовила официальное приглашение. С нашей стороны необходимо было заполнить анкету, снять копии с заграничного и национального паспортов и предоставить справку с места работы, так как участие в спортивных мероприятиях входит в категорию Бизнес, где она требуется. Хироми очень быстро подготовила приглашения (Тане, мне и Андрею) и отправила все экспресс-почтой. Её конверт (Saga) уже пришел, а почта с загран-паспортом, доверенностью (от руки) и копиями паспортов Андрея все еще были в пути. Это немного волновало. Но успокаивало то, что визы в японском посольстве выдаются быстро. Видимо, от того, что туристов мало. К тому же, сроки подачи документов и получения четко регламентированы. Скажем, мы сдавали документы 09 октября и точно знали, что получать обратно паспорт нужно будет 15 октября. Вот так все по-японски аккуратно. Паспорта с визой мог получать уже один человек.
Перед поездкой.
Необычная ЯпонияПривлекательная в своей необычности, в романтическом ореоле, создаваемом историей и современными авторами, страна. Изучалось много интернет ресурсов. Кое-какие перечили друг другу, но все сходились во мнении, что страна не подходит под европейские представления. Нигде не было полной информации, универсального руководства по эксплуатации. С различных форумов, отчетов, книг выискивались крупицы информации.
Были выбраны примерные места посещений. Особенно, в свете того, что поездка первая, любое место обещало подарить незабываемые впечатления. Самая большая неясность была с транспортом. Все транспортные компании в Японии частные, включая автобусы, поезда, метро. Линии поездов, электричек, экспрессов и метро, особенно, в мегаполисах, бывает, совпадают. Но всегда пересекаются. Можно, скажем, из центра Токио доехать до самой отдаленной точки Японии с пересадками на метро, электричках и экспрессах, и при этом движение будет комфортным и без долгих ожиданий следующего транспорта. Но дорогим. Чтобы сэкономить, можно купить проездной билет метро и электричек Suica, но он действует только на метро и электрички типа JR. А если планируется много перемещений и они требуют быстрого перемещения, можно использовать Shinkansen. Это скоростные поезда. Очень дорогие. Оптимизировать стоимость можно, купив специальный купон (или проездной), но за пределами Японии. Т.е. приехав в Японию, его уже купить нельзя. Shinkansen, как альтернатива самолету: аналогичная стоимость и время, но более разветвленная цепь маршрутов.
Самый дешевый и медленный вид транспорта – это автобусы. Которые мы старались выбирать для междугородних перемещений. Была идея экономить на гостиницах и заказывать ночные автобусы. Есть компания, которая специализируется на таких поездках – Willer express, но в карте их маршрутов не было требуемых нам. У них, вообще, небольшая сеть маршрутов, в основном, по центральной части Японии и на далекие расстояния. У нас же самая длинная поездка составляла примерно 350 км.
Первый день в Японии.
26 октября, в субботу, вылетели рейсом Аэрофлота из Шереметьево, терминал D. За сутки до этого зарегистрировались на сайте. Ехали на маршрутке-метро-аэроэкспрессе, конечно, долго, но надежно. Вылет у нас в 20.30, а из дома вышли в 15.00. Приехали немного заранее и очень долго шли от остановки аэроэкспресса до своего терминала. На терминале распечатали билеты и осталось только сдать багаж в специальную стойку. Все просто. Перекусили напоследок русской едой, встретились с Андреем и пошли к выходам. Андрей еще собирался купить зубную пасту и переходник на японские розетки (у них такие же, как в Америке). Я один переходник для Таниного ноутбука взял у коллеги, который часто путешествует, а для себя у меня уже была американская вилка на Маке, который я Америке же и купил. А телефон свой я решил в Японии не включать.
Полет длился 9 с половиной часов. Кормили два раза. При покупке билетов у Аэрофлота есть опция выбора специального меню. Я решил поэксперементировать и выбрать одно кошерное блюдо, одно халяльное и одно низко-калорийное. Но что-то сорвалось и получилось только низко-калорийное для Андрея, халяльное для Тани. А мне стандартное меню. Оказалось, что оно не хуже специального, а частями даже богаче.
Прилетаем в 10.30 по местному времени. Проходим паспортный контроль. Получаем багаж. Андрею нужно поменять евро на йены. Я поменял йены еще в Москве (нужно заранее заказывать) – сразу обменял 50000 рублей на 150000 йен для нас с Таней. Андрей встает в очередь к операционной кассе. Мы с Таней решаем поискать место для курения и определиться с дальнейшим продвижением.
С курением в Японии ситуация сложная. Курильщиков много. Но курить можно только в специально отведенных местах, которые находятся не на каждом шагу. Вышли из дверей аэропорта и в 20 метрах нашли стекляное помещение Smoking area.
Вернувшись к товарищу, достали все распечатки карт, информацию о Токио и гостинице и начали думать. Еще из Москвы я в каждый отель направил вопрос об удобном маршруте к ним. Почти все ответили, кроме одной. Токийская гостиница Empire прислала подробный маршрут от аэропорта. Осталось только найти железную дорогу. Спускаемся вниз, а там – целый город! Очень много направлений, указателей, людей.
На одном из множества форумов попалась информация, что дешевле будет купить проездной на JR (электрички и метро), чем каждый раз покупать единичный. К тому же лучше иметь с собой проездной и не париться со стоимостью поездки, просто имея на карте какое-то количество денег. Так как, стоимость зависит от расстояния и нужно каждый раз, в этом случае, изучать маршрут и стоимость до него. Хотя, даже если ошибешься и оплатишь меньше, всегда можно доплатить у администратора на выходе. Минимальная стоимость билета 120 йен, это, порядка, 2-3 станций метро. Что будет, если переплатишь за единичный билет, я не знаю. Сперва ищем Ticket office. Возле одного из входов видим оный и очередь из иностранцев. Покупаем Suica: 500 йен в залог за карту и 1000 йен на сами поездки. 500 йен можно вернуть при возврате карты. Там же спрашиваем у девушки, как найти станцию, с которой нам ехать.
До пересадки ехать около получаса. Все дружно засыпаем, чудом проснувшись за несколько остановок до нашей. Краткий сон придает сил. Выходим для смены пути и снова теряемся. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждая станция у них крупный транспортный узел. DSCN2857Так и стоим посередине между людскими потоками, мешая людям пронестись мимо. Видя наши растерянные лица, к нам подходит дедок и предлагает помощь. Я читал, что с этим в Японии полный порядок, можно обратиться к любому, он всегда поможет. Оказалось, что дед едет в ту же сторону, только сходит на одну станцию позже. По-английски он говорит слабо, но выясняется, что лет 20 назад он был в Москве.
Поблагодарив и с улыбками поклонившись друг другу бесчетное количество раз, выходим на своей станции Shin-Okubu, что в одном из центральных районов Токио Синдзюку. Дед, кстати, предупредил нас, что по вечерам нужно быть осторожнее в этом районе.
Уже по пути несколько расхожих представлений о Японии получили подтверждение:
- большие транспортные развязки;
- дорогой транспорт (самый дешевый маршрут на метро 2-3 станции стоит 120 йен – 40 рублей);
- неизменная вежливость;
- повальное увлечение комиксами. В метро рядом с нами солидный мужик в пиджаке с большим интересом листал очередной рисованный сериал.
- и, наконец, анимешно-сексуальные школьницы. В коротких юбках и высоких чулках. Есть очень симпатичные. Есть, конечно, не очень.
На выходе прикладываем Suica к считывателю и списываются деньги. Автомат показывает также, сколько осталось на балансе. На улице снова в растерянности: людской поток выбрасывает нас из жерла подземки прямо на узкий тротуар. По распечатанной ранее карте Таня направляет нас в нужную сторону. Каждый со своим чемоданом, друг за дружкой идем, лавируя в потоке. Нужно все время помнить, что не только автомобильное, но и людское движение в Японии правостороннее и даже на эскалаторах нужно держаться правой стороны.
Немного проскочив свой поворот, сворачиваем в узкую улочку, которая обозначена на карте серьезной дорогой. DSC_0598Оказывается, эти узкие улочки вполне нормальное явление для Японии. Особенно ввиду малого свободного пространства. Парковаться негде, вообще, парковок я в центре практически не видел, только возле домов. Причем такие, где наша Ока припаркуется с трудом, но не японец.
Показывая распечатку с booking.com прохожим, где адрес указан на японском, с целью узнать направление, к часу дня попадаем в скромную гостиницу Empire. Но наш номер еще не готов. По всей стране час заселения начинается с 15.00, выселение – с 11.00, иногда с 10.00. Оставляем чемоданы на ресепшн и идем дальше получать первые впечатления от Японии. Рассудив, что лучше не удаляться от гостиницы далеко, решаем осмотреться в округе, скажем так, принюхиваясь к стране, и где-нибудь пообедать.
Андрей видит магазинчик и сразу забегает за саке. Решаем тоже попробовать. Продается в картонном пакетике 0,33 за 100 йен. Градусов 15. Как я понял позже, самое дешевое. И, видимо, самое плохое. Не успев допить, голова начала шуметь. Таня благоразумно отдала свой пакет Андрею. Я не смог пожертвовать своим алкоголем и допил, списав шум в голове на недосып и выпивку на пустой желудок. Такие мои первые часы в Токио: растерянность, школьницы и мутная голова.
Недалеко видим суши бар. Что же такое настоящие японские суши? Попали мы, честно говоря, в кафе быстрого питания, увидев на уличной афише, что стоимость порции суши 120 йен. Входим в дверь и видим перед собой небольшое помещение с конвейером посередине. За которым сидят посетители. А внутри, между лентами конвейера, стоят два повара и прямо там готовят суши. DSC_0600На входе у нас спрашивают, сколько нас человек. Немного подождав, усаживают рядышком перед движущейся лентой. По ней идут тарелки, на которых лежат по 2 суши из различной рыбы. Хорошо, что можно посмотреть и выбрать. Берем понравившееся блюдо. Васаби, соус, имбирь перед каждым человеком на столе. А также чашка, зеленый чай в виде порошка и кран с горячей водой. В конце официантка считает количество пустых тарелок и сообщает сумму, которую оплатили на кассе на выходе. В итоге, рублей на 300 наелись до отвала. Как раз пришло время заселения в гостиницу. Заныкавшись в какой-то уголок – покурили, там видели одного молодого человека, который также курил.
Номер оказался в современном японском стиле: обувь снимаешь в коридоре и одеваешь тапочки, которые при входе в комнату нужно снять. В комнате татами. Обычно на пол расстилается матрас, но в этой гостинице было ближе к европейскому стилю – установлены три кровати. Комнатка маленькая, но удобная. Ванная очень маленькая, треугольная. На каждого по зубной щетке с пастой и один набор бритвенных принадлежностей.
Таня сразу подключает ноутбук к питанию. Но наш универсальный переходник почему-то не работает. Повертели его в руках, но он так и не заработал. Подстава. Нужно искать переходник. Мой же ноут отлично заряжался.
Первый вечер в Токио.
Планы обширные: парк Ёёги с храмом Мэйдзи, Акихабара и смотровая. Едем сперва в парк с храмом. Наступает вечер, включаются фонари. Парк приятный, много посетителей. DSC_0631Храм тоже популярное место – главный синтоистский в Японии. Затем на смотровую. Посмотреть на город решаем не с токийской телевизионной башни, а со смотровой Mori building, Roppongi Hills, которую посоветовал один из форумчан на каком-то сайте. Вид на ночной Токио открывается изумительный! DSC_0661С одной стороны копия Эйфелевой башни, с другой – бьющие в небо прожектора бейсбольного стадиона (бейсбол – самый популярный не японский вид спорта в стране). По билету можно также попасть в арт-галерею на том же этаже. Но арт очень андеграундный. Уставшие, мы решили, не теряя времени, ехать в центр электроники Токио, а значит, всей Японии – район Акихабара.
Вообще света в городе не очень много, по сравнению с блистающей Москвой. Рациональная экономия. Поэтому, даже светящийся центр электроники – это не Манежка. Я, конечно, ожидал большего: небоскребы, огромные светящиеся рекламы, толпы народа… На деле вышло гораздо компактнее и уютнее. Магазины электроники торгуют всем, но не переходниками. Из электроники я не заметил прорывных вещей, кажется, что все это есть и у нас, причем по тем же ценам. Есть модели прошлого года, которые стоят дешевле. Говорят, даже, где-то продают б/у электронику чуть ли не россыпью. Ничего конкретного я не планировал покупать. Думал, приеду, увижу супер-тонкий быстрый телефон/телевизор/фотоаппарат/утюг в одном корпусе и точно куплю. Но чего-то удивительного я не увидел. Хотя, какой-то определенный шарм у этого места есть.
DSC_0671На Акихабаре решили поужинать. Мы с Таней настояли на традиционной японской лапше. Вообще, Андрей всю поездку стремился есть суши и сырую рыбу. Но кухня Японии этим отнюдь не ограничивается. Я бы даже сказал, суши и сашими не основные блюда японской кухни. Бар быстрого приготовления выглядит следующим образом: на входе находится автомат с названиями блюд (к счастью, с картинками). Выбираешь нужное, оплачиваешь и с талончиком проходишь на кассу. Нам помогала с этим справиться веселая женщина, которая вышла из-за барной стойки и на пальцах показывала из чего состоят блюда. Получилось весело, а еда была очень вкусная.
Завершив обязательную программу, мы, едва стоящие на ногах от усталости, недосыпа и смены часовых поясов, вернулись в гостиницу, где сразу завалились спать. Впечатлений этот день вместил очень много!
Второй день в Токио.
В этот день мы должны вечером выезжать в сторону горы Фудзи. Фудзиямы (яма по-японски гора) или, как почтительно называют ее японцы: Фудзи-сан. А до этого решено посмотреть на главный буддистский храм Сэнсодзи и на императорский дворец . Чтобы прикинуть время на экскурсии, выяснили у парня на ресепшн маршрут до станции Кавагучико, откуда на следующий день намечается поход на Фудзи, а также расписание и наиболее оптимальный способ передвижения. Не перестаю восхищаться транспортным сообщением в Японии: из множества маршрутов, линий, дорог, расписаний и стоимости всегда можно выбрать оптимальный. Получается, что нужно будет вернуться в гостиницу за чемоданами не позднее 5-ти вечера. Из гостиницы мы выселились, но чемоданы можно оставить. Как альтернатива рассматривался вариант оставить чемоданы в одной из камер хранения, которые есть на каждой станции (стоимость от 300 йен для небольших сумок и до 700 йен на крупный багаж за сутки). Но наша гостиница расположена на очень удобном пересечении маршрутов, поэтому оставляем багаж там.
DSC_0702Итак, храм Сэнсодзи. Разобравшись накануне с принципами работы токийского метро, очень легко доезжаем до нужной остановки. В который раз я порадовался карте Suica, которая значительно облегчала жизнь, нужно только следить за балансом, который таял быстро. Храм – очень популярное место среди туристов, поэтому, только выйдя со станции попадаем в людской круговорот, среди которого встречается много европейцев. Само место – это комплекс сооружений, включающий в себя здания храмов, ворота, парки, ручейки. Проход до него по улочке с сувенирами, которые сразу увлекают наше внимание. Вообще, мы до сувениров не падки, но их необычность и большое количество заказов требовали детального подхода к этому вопросу.
По пути Таня читала и рассказывала нам историю и значение места. Для первого посещения достаточно было визуального изучения и поверхностного знания. Перед главным храмом находится большой котел с благовониями, в дым от которого нужно окунуться и загадать желание. Вокруг него много желающих, которые размахивают руками, чтобы дым попал к ним. В этой толпе затесались и Таня с Андреем. Надо будет спросить через некоторое время, исполнились ли их желания. В храм зайти нельзя, а можно только посмотреть внутрь от двери. На территории также много других храмовых зданий, которые имеют историческую ценность. Во все заходить не стали, но прошлись по основным из них. Мне же больше всего понравился сад, который олицетворял те японские представления, которые есть у каждого из нас до поездки в DSC_0729Японию и которые культивируются различными японскими и псевдояпонскими учреждениями. Сад, тем не менее, поражает своей красотой и аккуратностью. Сам по себе небольшой, но создает впечатление, что в него вмещены множество различных идей. Там же я впервые увидел прозрачный ручей с удивительно красивыми красными рыбами, на которых можно любоваться с небольшого мостика.
Время идет и мы с ним движемся уже в сторону императорского дворца. По пути решив снова зайти на Акихабару для поисков переходника. Таня нашла в интернете адрес магазина, где они должны быть. Снова царство электроники, которое заставляет меня останавливаться буквально на каждом шагу. Таня уже начинает кипеть. Наконец, находим магазин и переходники. Здесь снова сталкиваемся с проблемой чисто японского, как мне кажется, подхода. Есть переходники на японские розетки, с европейских розеток, у которых вилки различной толщины, вплоть до миллиметров. Для нас это не имело раньше значения. Но здесь вопрос встает ребром. И ведь проверить нет возможности, так как ноутбук оставлен в чемодане в гостинице. Покупаем универсальный и по моему настоянию на какой-то определенный размер (в итоге, оба подошли). Дальше нам бы в метро и во дворец, но засилье электроники не отпускает мои мысли, так и хочется найти что-нибудь необычное. К тому же, Андрей меня смутил тем, что бывают-де такие магазины, где выставляются старые вещи по бросовым ценам. Таня, это только 5 минут, ну еще немного, я только посмотрю! Таня знает, что несколькими минутами это не ограничится и начинает серьезно злиться. Договариваемся, что мы забегаем в магазин, а она, тем временем, идет в Smoking area, что через несколько кварталов. Нам, конечно, потребовалось не пять минут, а все двадцать, чтобы понять, что цены на старые вещи не такие уж и дешевые, а суперсовременного оборудования мы не нашли. Наверное, оно спрятано от глаз гайдзинов, и о таких местах знают только местные. В итоге двинулись мы к смокинг ареа, что находилась внутри делового центра, рядом со стоянкой такси. По пути предвкушая, какие кары нам грозят. Но Тани на месте не оказалось. Как я и опасался, она, не имея карты, ушла не в ту сторону. Это даже немного успокоило. Решили подождать на этом месте до 4-х и если не встретимся с Таней, то двигаться в отель за вещами, справедливо рассчитывая, что и она поступит также, благо, как пользоваться метро мы уже успели разобраться. Главное в этом случае не суетиться и не бегать, а находиться в том месте, где было условлено. P1100911Так покурив, присаживаемся с Андреем на лесенку и собираемся прождать несколько часов. Находится Wi-Fi, посредством которого я пишу Тане СМС и электронную почту о том, что мы ее ждем в условленном месте до 4-х часов, а затем идем в гостиницу. На СМС надежды мало, так как у нее телефон в Японии не работал, но думал, хоть в почту зайдет, когда отчаится. По очереди с Андреем сходили в туалет. Он где-то за углом, но не хотелось оставлять место встречи. Вдруг все-таки Таня появится.
Туалеты – это отдельная японская песня. туалет японияДля непосвященного они похожи на космические корабли. Сиденья с подогревом. А рядом находится пульт с кнопками, о предназначении которых не сразу можно догадаться. Никаких блокировок дверей, как пугали на некоторых сайтах, мы не заметили. Туалеты в Японии – это культ. И к ним очень быстро привыкаешь.
Хотим покушать и Андрей отправляет сперва меня. На одном из перекрестков не стал перебегать дорогу на мигающий зеленый, а остановился подождать. Через какое-то время к этому же перекрестку с другой стороны подходит Таня! Она разобралась, что ушла не в ту сторону и подсмотрев у прохожего карту, поняла куда нужно идти. Но, все-таки, эта встреча на перекрестке была чистым везением, потому что с него, мне кажется, она собиралась идти в другую сторону. Может быть, она и нашла бы нас, но прошло бы еще больше времени, а не час, как в этот раз.
А во дворец императора мы все-таки успевали. DSC_0757Не тратя времени (не помню, стали мы обедать или нет), мы двинулись туда. И попали в мир небоскребов! Это был самый центр делового Токио. Непонятно, как среди этих бетонных конструкций сохранился старый вокзал из красного кирпича.
Когда мы прошли через царство асфальта, перед нам открылась огромная площадь, которая предваряла комплекс императорского дворца. Эта площадь не из асфальта, а из мелких камней, по которым нелегко ходить, DSC_0789а также ездить на любом транспорте. Но есть тропинки, по одной из которых, мимо рва с водой мы подходим к главным воротам. Однако, здесь нас ждет разочарование, внутрь попасть нельзя. Как мы узнали позже, экскурсии по комплексу бывают нечасто, а в сам дворец только два раза в год. Но и виденного для меня было достаточно: издалека посмотрели на ту сторону за рвом, на мостик через него, лужайки и деревья, а также – смену караула у главных ворот. Настолько насыщенная программа могла запросто не уложиться в голове и для первого знакомства впечатлений достаточно. Да и времени для вдумчивых походов оставалось уже немного.
Снова метро, станция Shin-Okubu и знакомая суши-забегаловка. Теперь я вспомнил, где мы все-таки пообедали. По пути в гостиницу зашли в знакомый магазин взять воды и перекусить на дорогу – все было такое новое и интересное, что хотелось попробовать многое. Гостиница вернула чемоданы, с которыми мы двинулись дальше. Забегая вперед, хочу сказать, что путешествие с чемоданами не приносило больших неудобств, о чем я переживал раньше.
Нельзя сказать, что мы поехали на вокзал. Мы просто на одной из станций пересели на электричку, которая шла в Кавагучико. Или это был, все-же экспресс. Но тем не менее, последним транспортом мы поехали в сторону Фудзиямы.
Поход на Фудзияму.
Благодаря стараниям Тани было выяснено, что наиболее привлекательным местом ночевки перед походом на гору Фудзи является городок Кавагучико, расположенный у ее подножия и на берегу красивого озера. Вообще, это место – комплекс гор, наиболее высокой из которых является Фудзи. P1100977Поэтому из окна гостиницы, расположенной на берегу озера, должен открываться вид на священную японскую гору или на озеро в обрамлении небольших гор.
От станции, которая выглядела уже как полновесный вокзал, а не станция метро, до гостиницы пешком было минут 30-40, судя по гугл-карте, по которой мы проложили маршрут и оставили закладки открытыми на компьютере, чтобы сверяться по дороге. Когда мы приехали на последнем поезде, был уже вечер и весь город спал. Людей на улицах не было, машин практически тоже, только свет редких фонарей изредка освещал нам дорогу. По пути мы несколько раз едва не сбились, постоянно забывая принимать во внимание, что мелкие дорожки на карте выглядят как полноценные дороги.
Наконец выбираемся на берег озера и находим гостиницу. Место, действительно, изумительное! О нас, конечно, были предупреждены, но видимо, не ожидали столь позднего визита. А знай они о точном времени приезда, даже встретили бы нас на вокзале. Вообще, эта опция, встречи и проводов на машине, входит, наверное, во все провинциальные гостиницы. В Токио такого нет, естественно.
Поднявшись к главному входу, который несколько нависал над озером, мы входим в полутемный вестибюль. Сразу за раздвижными дверями небольшое пространство для смены обуви. Уже были выложены три пары тапочек. Здраво рассудив, что это для нас, переобуваемся и проходим внутрь. Через несколько минут после наших призывов, из внутренних покоев показывается пожилая женщина. По-английски она почти не говорит. Поэтому радушно улыбаясь, она отводит нас в наш номер на втором этаже, по пути показывая, где расположены санузлы и ванная. Мы старались выбирать небольшие отели в японском стиле (рёканы), ванная комната в них одна, на первом этаже. Состоит она из предбанника, в котором нужно раздеваться и комнаты для мытья: на стене несколько душевых ручек, как правило, на уровне живота, для того, чтобы мыться сидя, тазики, шампуни с гелем и главная деталь интерьера – сама ванна. Она прямоугольная, выполненная из камня и в ней свободно можно разместиться высокому человеку. Ванна наполнена горячей водой, которая постоянно пополняется.
Немного о комнате – наконец-то мы сидели на татами за столиком, поджав под себя ноги. DSC_0827Переодеться, как и в любой другой японской гостинице, в юкату (специальное легкое кимоно) уже стало удовольствием. Но здесь еще прилагалась теплая накидка, по фасону напоминающая кимоно, но короткая.
В общем, добродушная хозяйка проводила нас и даже приготовила чай и угостила сувенирным печеньем в форме горы Фудзи. И мы распределили очередь похода в ванную. Я вызвался последним. За время ожидания решил разобраться с вещами.
Когда настала моя очередь, я не сразу сориентировался, как вообще происходит процедура умывания. Подумав, я даже понял, что для пущего эффекта можно раздвинуть створки, которые были от пола до потолка, откуда открывался замечательный вид на ночное озеро. Я думаю, именно так нужно было принимать японскую ванну.
С утра хозяйка хотела нас отвезти на вокзал, но мы решили пройтись пешком. Вернее, Таня с Андреем решили пойти пешком, а я хотел воспользоваться предложением хозяйки нас подвезти. Но мнение большинства взяло вверх. Благо, на каждом шагу в Японии стоят автоматы с напитками, в том числе, с горячим кофе. Это немного скрасило пасмурное утро.
Накануне вечером мы долго обсуждали с хозяйкой транспорт на гору. P1100945Что было нелегко, учитывая ее незнание английского и наше незнание японского. Но до сути мы добрались совместными усилиями. В каждой гостинице мы всегда выясняли маршрут до следующей точки, чтобы строить наши дальнейшие планы.
На вокзал мы пришли раньше положенных 8-ми часов, когда отправлялся автобус на не безызвестную «5-ю станцию» горы Фудзи. За полчаса мы успели позавтракать (на букинге обещали завтрак в гостинице, но его не было), купить билеты и сбегать за торец здания в smoking area, покурить.
Автобус был полон иностранцев. Дорога занимала минут 40. Стоимость, наверное, как на автобус из Москвы до Нижнего Новгорода. Привозят нас на большую территорию перед началом пешего маршрута восхождения на гору. Здесь большая стоянка автобусов из разных городов и много магазинов. На выходе из нашего автобуса попадаем под проливной дождь. Когда поднимаем голову, видим над горой сплошной туман. Это означает одно: с погодой для восхождения на Фудзи нам не повезло.
Чуток побегав по магазинам в поисках накидки от дождя и не найдя ее, решили все же идти наверх. Зонт покупать не стали, так как душила жаба покупать его в три раза дороже, чем в обычных магазинах. А во многих местах они вообще раздаются бесплатно, а потом возвращаются. Андрей решил на гору не ходить, а подождать нас в сухом помещении. Вот мы и двинулись в одиночестве под дождем в туман.
DSC_0854Видимость горы никакая, только 20 метро вокруг нас. И постоянно льет дождь. Но мы упорно продвигаемся с Таней вперед. Ей еще хуже, чем мне, – у ее куртки нет капюшона. Через какое-то время встречаем еще одну пару. Они просят сфотографировать их вдвоем. Разговорились. Выяснилось, что они из Чикаго. О, мы там были в прошлом году. В общем, потоптав застывшую лаву священной горы, возвращаемся назад, в теплые и сухие магазины. Обратный путь я мечтал о рюмке виски и горячем супе.
Виски не оказалось, а только сувенирное саке. От саке снова голова поплыла. Облегчения не наступило.
Поскольку дальнейшее пребывание на станции виделось нецелесообразным, решили вернуться в Кавагучико, а затем поехать в Токио. Это несколько раньше, чем изначально планировалось. Сперва мы хотели побыть на горе весь день и вернуться на последнем поезде. Но не судьба. Как я узнал позже, немногим счастливцам удавалось застать Фудзияму в ясную погоду.
Из Кавагучико планируем поехать на автобусе, благо время есть. Едет он три часа, чуть больше, чем поезд, но стоит дешевле. Вернувшись с горы, мы с Андреем идем в гостиницу за чемоданами. Таня промокла и замерзла, решаем оставить ее греться на вокзале. Предполагается, что хозяйка гостинцы отвезет нас. Но это были догадки, так как понимать друг друга нам было тяжело. Если не отвезет, повезу два чемодана. Подходя к гостинице, я начинаю сожалеть, что оставили Таню, так как над озером очень живописный туман. Но я бы не простил себе, если Таня заболела и проболела ближайшие дни, особенно во время чемпионата.
Итак, хозяйка нас отвезла, и мы успели на более ранний автобус и даже поменяли заранее купленные билеты. Комфортабельный автобус. Но людей мало, видимо предпочитают более быстрый транспорт. Едем быстро. Строим планы на вечер в Токио. Именно вечер, так как планируем на последней же электричке доехать до аэропорта Ханеда, откуда у нас вылет в 7 часов утра. И провести там ночь.
Но перед Токио попадаем в пробку и вместо запланированных 3-х часов едем все пять. На станции (а это снова не вокзал, а один из транспортных узлов) оставляем наши чемоданы в камере хранения и выдвигаемся в центр. Не у всех из нас представление о последней прогулке по центру Токио совпадало. Но поехали мы в Yanaka. Мне очень понравился этот старый район Токио.
Как и планировали, попадаем на последнюю электричку и едем в Ханеда. Очень удобно: попал на какую-нибудь станцию и путем нескольких пересадок оказался в нужном месте. Когда объявляют аэропорт Ханеда Интернешнл мы выходим. Но вдруг понимаем, что это не последняя станция. По идее и по схеме нам нужна именно последняя остановка. Выясняется, что аэропорт огромный и поезд делает три остановки в терминалах Международный, №1 и №2. Нам нужен второй. Это нам объяснили на станции, где мы выскочили, но успели забежать. Фух, это ведь последняя электричка.
Но зря мы радовались. До терминала №2 доехали только мы трое. Время было почти полночь. Пустынная станция, идем в сторону выхода. Но администратор предупреждает нас, что аэропорт на ночь закрыт! Вот это была большая неожиданность. Оказывается, внутренние перелеты по ночам в Ханеде не работают. А только осуществляются международные. Нам следовало остаться на ночь именно в терминале международных перелетов, если мы хотим провести ночь в аэропорту. Это нам объяснил уже полицейский. Он же посоветовал поехать туда на такси, поскольку оставить в закрытом аэропорту нас он не может. Такси стоит 10 тысяч йен, или 3500 руб. Не все из нас готовы пойти на такие траты, поэтому настроение удручающее. Полицейский же, видя наше затруднительное положение, решил проблему по-другому. Оказывается, на многоуровневой парковке аэропорта имеются достаточно комфортабельные уголки с сиденьями, автоматами с напитками и туалетом. Можно провести ночь там. Поскольку мы не знали, как туда добраться, нас провожали: каждый полицейский проводил нас по своей зоне ответственности и передавал следующему. В итоге последний из них довел нас до парковки. Место действительно чуть хуже, чем в аэропорту Нарита, где мы были до этого, но не хуже, чем в любом российском. Этот же полицейский, несмотря на то, что удалился от своего участка, проводил нас в смокинг ареа. Пока мы покурили, вернулись и обсудили наше положение, пришел другой полицейский, ответственный уже не за аэропорт, а за территорию аэропорта. Увидев нас, он очень удивился, так как там, по идее, ночью никого не должно быть. Строго потребовав паспорта, начал спрашивать о том, кто мы такие, какие у нас цели. Мы конечно, могли сказать, что нас сюда привели полицейские из аэропорта, но решили пока не доводить дело до этого. В итоге, строгость полицейского оказалась напускной, и он очень заинтересовался нашим мероприятием в Саге и тем, что мы из России. Во время нашего рассказа о воздухоплавании и чемпионате он постоянно восклицал: «ООО!» с различными интонациями или удивлялся: «О?». Мы и до этого слышали, как японцы почти с детской непосредственностью таким образом выражают свои эмоции, но в этот раз это было очень ярко, что врезалось в память. Тем более, что из-за этого тяжело было сохранять серьезное выражение лица, иначе, полицейский нас бы не понял. Также выяснилось, что он даже был однажды в России, где-то в Сибири, лет 10 назад на соревнованиях по дзюдо.
Нам все-таки удалось поспать. Часа по два. P1100979Андрей же вырубился на все 4. Ближе к открытию аэропорта на парковку стали прибывать служащие и мне стало несколько неуютно. Открылся аэропорт вроде в 5.30. и мы сразу пошли внутрь. Регистрация у нас была пройдена накануне. Оставалось распечатать билеты и сдать багаж. Меня поразила четкость и слаженность работы аэропортовых служб: все процедуры, включая контроль безопасности, заняли не более 20 минут. Действительно, самолеты конкурируют с Шинкансенами по скорости и удобству при аналогичной стоимости.
Мы мечтали посмотреть на Фудзияму все-таки. Как мне обещали в одном блоге. Но более впечатляющим на мой взгляд, оказался, взлёт. С самой кромки берега у океана, рядом с центром города, с искусственной насыпи. Вид на Токио был впечатляющий! С трудом борясь со сном, я во все глаза смотрел в иллюминатор, надеясь увидеть Фудзи, но минут через 20 после старта, меня вырубило. Как, впрочем, и остальных. Хотя Таня утверждала, что она видела гору вдалеке и даже сфотографировала.
Saga International Balloon Fiesta.
Приземлились мы в аэропорту Саги, который расположен близко от города и куда ходил автобус. DSC_0892Уже в переходе из самолета в здание аэропорта нас встречали бумажные шары. В самом аэропорту всё говорило о предстоящем мероприятии. Город жил этим событием. Как, впрочем, и другими культурными мероприятиями в течение года.
Авто и ж/д вокзал находится в центре города. Рядом крупный торговый центр, который ничем нас не удивил. Но продуктовый на заметку мы взяли.
Поселяли участников в крупной гостинице, выдав каждому двухместный номер. Пришлось, конечно, подождать заселения до 14-ти часов (все строго, все по инструкции!), но здесь нас выручили друзья, которых мы встретили в холле и несколько человек пригласили к себе принять душ.
Сам чемпионат прошел обычным образом. Если схематично, то запомнилось следующее:
1. Центр соревнований DSCN2980находился сразу за городом на большой площадке на берегу реки. Почти все старты были именно оттуда. Делалось это для того, чтобы устроить шоу для тысяч зрителей, которые приезжали на утренний и вечерний полеты со всех окрестностей. Каждый раз было по несколько тысяч человек. Между полетами они имели возможность пройтись по ярмарке. Японцы любят развлекаться и делают это с большим воодушевлением и тщательностью.
2. Между утренним и вечерним полетами в город нас не отвозили и мы находились в центре соревнований. Желающие могли вздремнуть в специальной комнатке, расстелив на татами матрас. Однажды и я воспользовался этим. Вместе со мной там находились, в основном, солдаты, которых тоже привлекли в ряды обсерверов.
3. Всего было 115 участников, полтора десятка из которых фиеста. В основном, с азиатского региона: естественно, Япония, Китай, Таиланд и т.д. Немного было европейцев, австралийцев и американцев. Как правило, они приезжают за опытом и экзотикой.
4. Было отменено 2 полета (утром и вечером) из-за дождя. В этот день у нас была возможность прогуляться по Саге. DSC_1005 (82)Центральная улица нам уже была известна, а дальше мы не ходили. В получасе ходьбы от гостиницы на той же центральной улице был замок. Для нас это первый японский замок, который мы видели. Более искушенные друзья, которые в Японии не впервые, оценили его ниже среднего. Почти без крепостного вала, стены деревянные. Но садик очень хорош, и шикарное представление актеров.
5. Участвуя в соревнованиях, приходилось ездить по сельской местности. DSCN2899Почти каждый клочок земли обрабатывается. Они имеют правильную форму и каждый огорожен асфальтовой дорогой. Она узкая, наш джип сможет проехать по ней впритирку, но непостижимым для меня образом на ней разъезжаются две встречные японские малютки-минивэны. Дорога частная, принадлежит владельцу участка. Очень много ирригационных каналов. Изредка видел на полях работающих пенсионеров. Их труд тяжел, но держать в таком порядке свой участок – это дорогого стоит!
6. На экскурсии на старт шаров приводили очень много детей. Все они ходят стройной группой. Чтобы отличить P1110065детей разных учреждений, групп и классов, у каждой из них имеется своя форма, а каждая группа, кроме того, имеет свой цвет. Вообще, как Таня проанализировала, японцы любят делать различия, выделяя их различными цветами (например, разного цвета куртки у разных участников соревнований). При переходе дороги, непременно по пешеходному переходу, воспитательница берет из установленной на обочине пластмассовой фигуры в виде ребенка флажок и стоит посередине дороги, пока дети дружным строем не перейдут дорогу. Очень мило, на мой взгляд.
7. Победил в чемпионате, естественно, японец. Юдай Фуджита. Тот самый, который на прошлогоднем чемпионате мира в Америке занял третье место. Второе место досталось тайландцу Тауин Думхуму, а третье снова японцу Масавоши Кавагучи. 20131101_090437Не могу не отметить четвертое место швейцарца Яро Блэйзера, владельца промышленной компании Блэйзер. Кстати, когда я работал с Юдаем, заметил, что он очень популярен, особенно у девушек. Все время до старта к нему постоянно подходили журналисты и девушки, чтобы сфотографироваться или взять автограф. А родители, как выяснилось позже в разговоре с ними, тоже не лыком шиты. Его отец Масахико совершил первый перелет на аэростате из России в США через Берингов пролив (дата 23 апреля 1992, на аэростате “The Earth We Love”). А сейчас вместе с женой они помогают сыну достичь и перепрыгнуть их известность. Откровенно говоря, их команда была одной из самых четких и профессиональных из тех, которые я видел. По уровню профессионализма с ними наравне, наверное, команда чемпиона мира 2012 Ника Доннера во главе с его матерью. Но американцы чувствуют и ведут себя как большие звезды (или это Америка сделала из них кумиров).
8. Напоследок еще два момента, без которых картина международных соревнований, проходивших именно в Японии, для меня была бы неполной.
Первый из них касается церемонии открытия соревнований. Она состоялась вечером после генерального брифинга. Как я уже говорил, японцы любят и умеют развлекаться. Однако, даже если бы я знал об этом в тот вечер, я бы был удивлен ничуть не меньше. DSC_4435По центральной улице Саги состоялось Шествие. Несколько километров были буквально забиты людьми. А по улице проехало несколько автомобилей с шарами с включенными факелами, за ними шли участники, а затем группы представителей различных профессий: барабанщицы, пожарные, клерки и т.д. Казалось, весь город прошел перед тобой, а затем веселье переместилось к выставленным лоткам со съедобным. Здесь были и жареное мясо, наподобие шашлыков, и куры-гриль, и много морской, иногда страшной на вид, еды. И много лакомств. За одним из них, наиболее популярным, мы простояли в очереди не менее получаса. Часть нашей компании оторвалась и пошла искать саке. Его разливали деревянными черпаками из бочек. Было много иллюминации, движения, а самое главное, радости. Праздник удался! Наверное, никогда не забудется тот момент, когда наша толпа рассосалась, и мы, оставшись с Таней, пошли попробовать чай со сладостями. Ты оплачиваешь жетон и берешь эту сладость. А затем к скамейке, на которой ты сидишь, подходит девушка и разливает чай в обмен на жетон. Одна пожилая женщина увидела, как мы пьем чай вприкуску с пирожным и подошла научить нас правильному ритуалу. Долго и очень терпеливо она старалась добиться правильного процесса. Может быть, у меня не все правильно получилось, но сама атмосфера осталась в моем сердце.
Второй момент связан с моей пешей прогулкой по Саге. Однажды, решив самостоятельно поизучать город, я отправился гулять, надеясь также поужинать. Углубившись на большое расстояние от гостиницы, я начал искать подходящее кафе. Но ни в одном из них меня не приняли, когда видели, что я один. Я решил, что в аутентичных местах принято ужинать компаниями. Подумав, что, все-таки, я найду кафе на обратном пути, двинулся в сторону гостиницы. Тем более по пути туда встретился и разговорился с одним американцем, который живет в Японии 10 лет и держит свой ресторан в Саге. Уж там-то меня накормят, пусть и американской едой. Но в дороге я стал свидетелем романтичной сцены в одном закоулке. Там была устроена маленькая площадка и несколько скамеечек. На сцене находился мужчина лет под пятьдесят и играл для женщины на национальном японском струнном инструменте сямисэне. Играл и пел японские песни в традиционном японском стиле. Это было так необычно, что я несмотря на смущение, решил подсесть за женщиной и послушать. Музыка необычная и протяжная, в первое время совершенно отторгалась слухом. Но спустя некоторое время, я начал находить удовольствие в этих длинных и на первых взгляд несложных напевах. Я даже не заметил, как кроме меня собралось еще несколько человек. И как пролетело время. Неожиданно для себя я получил большое удовольствие.

О-в Кюсю.
После окончания чемпионата мы отправились в заранее спланированную поездку по острову Кюсю. Накануне, как обычно, узнали у администратора гостиницы все возможные маршруты к следующему пункту назначения, город Беппу.
Беппу.
В силу ряда причин выбрали самый дешевый, но долгий маршрут на автобусе с одной пересадкой. Во второй половине дня были в Беппу. DSC_1005 (152)Это известный курортный город. Он расположен на термальных источниках. Горячий пар вырывается из всех открытых мест, даже из стоков канализации. Отопление также осуществляется водой из термальных источников. В самом городе имеется множество онсенов – это бассейны с водой из термальных источников. Вследствие этого в гостинице, которую мы заказали, не имелось ванной комнаты. Предполагалось, что гости обязательно пойдут в онсен, где и помоются.
Гостиница Happy Neko располагается в самом центре старинного квартала, в очень приятном месте. Это частная гостиница в двухэтажном здании. Весь второй этаж был отведен нам – две комнаты, разделенные раздвижными дверьми, коридор по периметру и туалет с умывальником. Из всех японских гостиниц, в которых мы останавливались, эта была самая комфортная и большая.
А планировали мы провести две ночи. Ведь в Беппу, помимо онсенов имеются другие достопримечательности, в частности, горячее озеро с крокодилами, красное озеро и т.д. Но не все в нашей маленькой компании разделяли этот план, изначально, казалось бы, сформированный. В итоге было решено провести в Беппу только одну ночь. Перспективным виделось посетить на следующий день вулкан Асо и переночевать в Кумамото.
Итак, по приезду, попетляв с чемоданами по мелким улицам старого Беппу, попадаем в гостиницу. Самого хозяина не видно, а встречает его жена, которая после того, как проводила нас в комнаты, села заниматься английским языком с маленькой девочкой на первом этаже. Мы же, побросав вещи и поставив гаджеты на зарядку, пошли искать известную сеть суши баров. Обратившись на улице к пожилой женщине, мы сами не ожидали, что она пойдет нас провожать. Поскольку она не знала английского, а мы – японского, ей проще было отвести нас. Вот ответственные люди!
Набив желудки большим количеством суши, и это всего-то за 200 рублей, пошли в рекомендованный онсен. Оказалось, это целый комплекс. Он разделен на мужскую и женскую секции. В каждой имеются по несколько бассейнов с горячей водой из термального источника, некоторые из которых на открытом воздухе, а также водопады, которые отлично массируют. Кроме того, можно было за отдельную плату полежать в горячем песке, нагретом паром из источников. За небольшую плату, 100 или 150 рублей, можно было провести в онсене неограниченное количество времени. Но мы ограничились парой часов, после чего пошли гулять к океану.
Наутро мы уже познакомились с хозяином гостиницы, который по традиции отвез нас на вокзал. Им оказался чех по происхождению, живущий в Японии порядка трех лет.
Асо.
Вулкан представляет собой цепь горной гряды, в которой некоторые вершины являются давно потухшими вулканами, кроме одного, реально действующего. Со станции нас забрал автобус, который в течение получаса поднимал до конечной остановки, откуда к жерлу мы пошли пешком. Хотя есть вариант подняться на подъемнике. По пути любовались странным пейзажем разноцветных гор потухших много миллионов лет назад вулканов. Было по пути несколько строений, напоминающих дзоты, в которых можно укрыться от лавы в случае извержения действующего вулкана.
DSC_1005 (273)Нам повезло, что ветер был не в нашу сторону и мы не дышали серным воздухом, а смотрели, как внизу кипит и булькает лава. Интересные ощущения. Места – фантастические. Однозначно, посетить его стоит.
До обратного автобуса на станцию оставалось время, и мы прогулялись по окрестностям. Окрестности были протяженные, и к одному из мест нас подбросила семейная пара на машине. Они были где-то 10-й машиной по счету, которая проезжала мимо и остановилась.
На станции до отправления поезда у нас было минут 30 и мы успели сгонять на почту и отправить открытки. Причем на той же станции можно было поставить печати на открытку с изображением вулкана.
Кумамото.
Вечером мы были уже в Кумамото. Поскольку изначально ночевка здесь не планировалась, Тане пришлось в экстренном порядке искать и бронировать гостиницу. С учетом лимита времени и средств, справилась она отлично. Гостиница располагалась недалеко от вокзала, на берегу реки.
Кроме того, Таня разобралась, как пишутся по-японски суши-бары и по гуглу вывела нас к ближайшему. Поход туда был также интересен: по пешеходному мосту через реку, минуя квартал частных домиков, уже готовившихся ко сну.
DSC_1005 (444)Утром мы первым делом пошли в замок Кумамото, который является одним из 10-ти красивейших в Японии. Действительно, он не идет ни в какое сравнение с тем, который мы видели в Саге. Несколько уровней толстых стен с лабиринтами переходов и центральной частью посередине. Очень красивый и очень популярный у туристов, большинство из которых, как правило, японцы. К тому же замок связывает история восстания в 19 веке приверженцев старого строя с новым императорским режимом. История, которая легла в основу фильма «Последний самурай». Но в качестве капитана, обучающего войска в реальной жизни был француз, а не американец, как в кино.
До вечера у нас по программе было еще DSC_1005 (555)посещение парка Suizen-ji Joji-en. Казалось бы, что тут интересного? Но этот парк строили в 17-м веке в течение 80-ти лет и он воспроизводит ландшафт старого тракта Токио-Киото. Холмы олицетворяют горы, в том числе, Фудзияму, а озеро символизирует океан, камни в котором – это острова. Можно почувствовать себя Гулливером, прохаживаясь по этому произведению искусства.
Кумамото стоит посетить, как минимум ради замка и парка.
Ибусуки.
И, наконец, конечная точка нашего маршрута – это город Ибусуки. Здесь мы хотели предаться отдыху и расслаблению. Ибусуки находится в самой южной точке острова на берегу Тихого океана. Собственно, мы рассчитывали позагорать и покупаться.
Приехали, как обычно, поздно вечером. Причем, едва не упустили пересадку на последнюю электричку в столице префектуры Кагосиме. Видимо никто не мог поверить, что три гайдзина могут ночью ехать в курортный город в некурортный сезон и не сразу поняли, какую электричку мы ищем.
Двери захлопнулись сразу, как только мы вбежали в поезд. Начали осматриваться. На мой взгляд, это напоминало нашу обычную электричку. Было много людей: офисных работников и школьников, которые возвращаются домой.
На нашей станции кроме нас вышли только двое гавайцев. Но это были артисты труппы и их встречали. Мы остались одни на пустынной станции, которую собирались закрывать после последней электрички. Следуя заранее прорисованному на гугле маршруту, мы пошли по пустой темной улице, гремя колесами наших чемоданов.
Возле гостиницы мы были почти в полночь. Она представляла собой одноэтажный домик, три комнаты в котором были отведены под гостей. К нам долго никто не выходил. Пришлось зайти внутрь и звать хозяев. Никто не откликался и только из-за одной закрытой двери слышались голоса и смех. Через некоторое время эта дверь открылась, и перед нами предстали удивленные хозяева. Уже не ожидая нас так поздно, они предавались возлияниям, саке и веселью. Поняв, кто мы, хозяин прикрикнул на жену, которая начала суетиться вокруг нас и показывать места, поить чаем и искать пароль к интернету.
DSCN3044Наутро все пошли на океан, который был в двух шагах. Оказывается, Ибусуки – не просто прибрежный курорт, он также имеет термальные источники, в нем есть и онсены на берегу моря. Кроме нас троих на берегу никого не было, только посетители онсенов, прогуливающиеся между принятиями ванн. Под их изумленными взглядами мы бросились в воду. Было начало ноября, но вода была теплой, а солнце светило обжигающе. Правда, вода была теплой на поверхности, это объяснялось тем, что в океан попадали горячие воды термальных источников. Ниже 20-30 см она становилась прохладной. Но это нас не останавливало. Весь день мы провели на берегу, прервавшись только на обед. Куда нас отвез наш любезный хозяин. А когда начали с ним обсуждать, куда бы сходить на ужин, он предложил поесть у них.
Ближе к вечеру, когда стало холодать, мы вернулись домой. Гостиницей этот дом язык не поворачивается назвать. Хозяйка на своей машине отвезла нас в большой супермаркет, где мы купили свежей рыбы, для которой она собиралась сварить рис в мультиварке. Коробку конфет, которые мы хотели вручить за заботу, она не приняла. Забрав рыбу домой, она забросила нас в один из онсенов, рассказав хозяйке, кто она и где живет, чтобы та была в курсе и показала нам путь домой. Хотя расстояние было буквально в нескольких минутах ходьбы. Правда, по темным улочкам.
Насладившись горячими бассейнами, как в помещении, так и в саду под звездами, мы распаренные шли домой. Ночь, темно. Кругом домики традиционного стиля, мостик через речку, тишина. Так и казалось, что ты окунулся в Японию.
Дома нас уже ждал рис. Рыбу мы порезали сами, под чутким присмотром хозяина. И с весельем поужинали. Они смеялись с детской непосредственностью над тем, как мы держим палочки и округляли глаза, когда мы рассказывали им про -20°С в наши зимы. Потом они поили нас зеленым чаем, а мы угощали конфетами. На веранде у них висели сушеные фрукты, которые на поверку оказались хурмой. Этот фрукт растет у них повсеместно и очень вкусный. А в сушеном виде еще и очень сладкий. Благодаря многочисленным разговорам о нем, я запомнил японское название хурмы – каки.
С утра мы снова захватили пляж в единоличное пользование. И, чтобы совсем не залежаться, предприняли поход через мыс, который оказался райской территорией отеля и базой французской сборной по футболу.
А вечером хозяин, как обычно, на машине отвез нас на вокзал. Тепло попрощавшись, мы отправились в длинный путь в Россию.
Домой.
В принципе, можно было уже не писать, поскольку это была поездка одной ночи. Но и она не обошлась без приключений. После того, как мы переночевали на стоянке аэропорта Ханеда, в нас закралось сомнение, а может такая ситуация повсеместно в Японии? У нас был запланирован вылет в 7 утра из Фукуоки в токийский аэропорт Нарита, откуда мы вылетали Аэрофлотом в Москву. Изначально планировалось провести ночь в аэропорту Фукуоки. Поехали на авось, тем более, другого плана не было.
Доехав до Фукуоки, мы на предпоследней электричке приехали в аэропорт. Который готовился к закрытию на ночь. Почему-то мы нигде не могли найти информацию или предупреждение о ночных закрытиях аэропортов. На последней электричке вернулись в город. Фукуока сверкала огнями и лила дождем. Час ночи и куда идти? Я решил спросить администратора метро, как самого англоговорящего. Первый ничего не подсказал. Двинулся дальше. Тут меня настигают два парня, все такие модные из и себя и вежливые. По-английски знают всего несколько слов, основное из которых «ОК». Мы, говорят, слышали, что ты что-то ищешь, может помочь? Объясняю ситуацию, что нам нужно перекантоваться 4-5 часов до самолета. Они лезут в смартфоны и предлагают Метро-кафе. Что за фигня, думаю, сидеть в кафе 5 часов. Они говорят, нет, это так называется, там можно и поспать. Хм. Ну идем, говорю, покажешь. Тянут меня в одну сторону. Я говорю, не, там у меня ребята с вещами, давай их заберем. Подходим к нашим, и японцы показывают дорогу. А дождь усилился. Один из ребят отдает единственный зонт Тане. Смущенная тем, что ребята и так тратят на нас кучу времени, она отказывается и не дает тому везти свой чемодан. В итоге, парень нес зонтик над ее головой. Приводят нас в это метро-кафе, объясняют тамошним, что мы неразумные гайдзины и пусть те относятся к нам бережно. Благодарно покивав нам, что мы позволили им помочь себе, а мы, сами растроганные донельзя, также киваем им «Аригато».
Метро-кафе– это такие каморки с компьютерами. DSCN3056Вытянуться и лечь во всю длину там нельзя. Можно сидеть и работать за компом. Варианты каморок бывают с креслом или типа мягкое татами. Есть и вип-места. Чай-кофе, лимонады бесплатно. Подложив под спину подушку, отрубился на несколько часов. Неплохая дешевая альтернатива гостинице.
Метро открылось в полшестого и в шесть мы у стойки регистрации. За 10 минут проходим все процедуры, а в семь уже вылет. Четкость и слаженность – этого мне будет не хватать в России. А еще вежливости.
Аэрофлот еще более приблизил нас к дому. Как физически, так и ментально, отношением людей и персонала.
Первая поездка, думаю, такая и должна была быть. Немного сумбурная и немного поверхностная. Чтобы обязательно вернуться сюда еще раз и уже точно знать, куда и как ехать. Интересного в Японии очень много!
Japan pic

Добавить комментарий