Западная Сибирь 2012

Сургут встретил современным аэропортом, иссушающей жарой и светлыми ночами. Прилетел я в 4 утра, а было светло, как днем. Ощущения дня усиливалось тем, что на улицах было достаточно много для субботнего раннего утра людей. Аэропорт находится недалеко, буквально в паре километров от черты города. Больше всего меня поразили дороги. Широкие, многополосные, с удобными развязками. Качество покрытия на высоте, пожалуй, не хуже московских.
Сургут невысокий, многоэтажных домов, практически, нет. Город раскинулся широко. Река Обь также является транспортной артерией. Но прогулочных набережных и оборудованных пляжей нет. Хотя народ купается. Неудивительно, целый месяц стоит жара +33°С. Окрестные леса горят. Хотя, к ним позже.
Население города разнообразное: русские, татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы… Кавказцев, по сравнению с соседними городами, вообще, много. Многоконфессиональность выражена в православных и католических церквах, а также, мечети.
В Сургуте множество зданий с современной архитектурой. И, на мой взгляд, очень много торговых центров. Некоторые из них (Мега Моллы) еще строятся и находятся на объездной дороге, которая весьма удобная. Наверное, сюда будет большой поток покупателей из соседних городов. Соседние города – это 200-300 километров, что по меркам Сибири немного.
Если несколькими словами попытаться охарактеризовать, то я бы сказал про Сургут так: современный, широкий, удобный, приятный. В моей поездке этот город являлся базовой точкой, где имеется квартира и машина. А сам он расположен посередине между нашими конечными точками поездок – Новым Уренгоем и Тюменью. Причем, несколько городов находятся в непосредственной близости, что достаточно редко для Сибири.
Итак, первый на очереди город Нефтеюганск. Он расположен почти под боком, стоит только переехать по новому мосту через Обь. Говорят, раньше без этого моста в Нефтеюганск попасть было сложно, только зимой, по льду через реку, поэтому город не развивался. Сейчас, при удобном автомобильном сообщении, трасса очень насыщена легковыми и грузовыми транспортными автомобилями. Дорога очень хорошая, в центральной части России такие дороги редкость. Сам город также произвел очень приятное впечатление. Такой же новый и современный. Правда, в отличие от Сургута, в центре много старых построек, деревянных общежитий первых поселенцев, которые сейчас сюрреалистично выглядят с пластиковыми окнами.
Следующий город – Когалым. 234 км от Сургута по шикарнейшей трассе! Всю дорогу! Единственное отступление – около 30 км перед Когалымом дорога волнистая. Основание дороги – бетонные плиты, вследствие перепадов температур и болотистой почвы, так сказать, «плывут». На скорости 120 км/час можно спокойно «плыть по волнам». А если подняться до 160 км/час, то становится опасно, можно попасть в амплитуду запрыгаться настолько, что машина станет неуправляемой. Огорчало в дороге одно – все 234 км кругом были одни болота. Пейзаж, честно говоря, нерадостный. Чахлые малорослые сосенки и кругом вода. Про город снова одни восторги. Он как оазис среди болот. Чистый уютный городок. У меня возникло ощущение, что я нахожусь в Европе. Ровные дороги, удобная транспортная инфраструктура, вокруг все прибрано и приятно. Ограничение скорости, также как и Европе, не хочется нарушать. Сам Когалым вотчина Лукойла. Вокруг везде лукойловские знаки, но это не напрягает. До встречи было полчаса, поэтому поехали в единственное место развлечений – парк. Парк пустой, без деревьев, но на территории установлена техника военная техника – времен Второй мировой войны и после нее. Собрали, что можно. Смотрится симпатично. В транспортном самолете устроен военно-патриотический клуб «Возрождение». На улицах людей почти не видно. Может из-за того, что рабочее время, а может, из-за жары. +32°С и полчаса на улице уже с лихвой. Рубашка липнет к телу, неприятное ощущение запотелости. После встречи развернулись в обратную сторону. Но времени много, а по пути, сразу за выездом из города мы приметили озеро. Сворачиваем туда, и снова поражаемся. Полноценный пляж с белым песком, спасательной вышкой, парковкой для машин, местом для переодевания, зонтиками… Не теряя времени, раздеваемся, благо, после купания в Оби, плавки с собой возим. И прыгаем в приятную теплую воду. Она, действительно, теплая! После купания падаем на песок, который, как ни странно, не обжигает. В такую-то жару. Видимо, вечная мерзлота под верхним слоем почвы не дает земле нагреться. Вкупе с теплой водой и теплым песком нас сморило в сон. Через час нашли в себе силы снова занырнуть, попить холодной воды из местного источника и направиться к машине. Только подойдя к ней вспоминаем о жаре, тут снова печет.
Третий на очереди – Нижневартовск. Город знакомый, но попадал в него я только самолетом. От Сургута на машине это, порядка, 200 км на восток. И опять вся трасса шикарная. Прямо, европейская автомагистраль. В эту сторону от нашей, так называемой базы, уже не сплошные болота, а леса. Но в этом свои минусы. При иссушающей +33°С деревья горят как спички. Около 150 км ехали в дыму. И сам город тоже накрыт этим неприятным туманом. Про Нижневартовск особо сказать ничего не могу, поскольку особо по нему не гуляли. На мой взгляд, он более промышленный, чем все остальные. Тоже, конечно, новострой, но очень много промзоны. И даже к названиям улиц приплюсовываются не корпуса, а Панели. Так, что даже таксисты теряются. Хотя, это кавказцы, они, может, новички тут. Как мне показалось, нет тут той ширины и простора, что присущи остальным городам. Но неоспоримый плюс, насколько я заметил, девушки здесь красивее, чем в остальных, виденных мною городах. Скажем, двоякое впечатление.
Лангепас. Это новое для меня место. Находится между Сургутом и Нижневартовском. Дорога знакомая. А вот сам город приятно поразил. Как и Когалым, это дом Лукойла. Может, с этим связано то, что он такой же приятный, как и первый. Въезд по широкой и свободной трассе. Развязки, кольца, указатели… Снова ощущение европейскости, пусть и без старинных площадей и замков. Все продумано и комфортно. Дома пятиэтажные, панельные, но выкрашены в веселые яркие цвета.
В общем, после недели поездок сердце Сибири оставило весьма приятное впечатление. Может, за первым ярким впечатлением наступает скука от небольшого разнообразия развлечений, но местные жители большие любители рыбалки и сбора ягод. Жара, конечно, убийственная, несвойственная для этих мест. Пока я пишу эти строки пошел дождь. Крупный, долгий с грозами. Наконец, станет немного полегче. Впереди у нас еще, как минимум, неделя поездок, буду продолжать обзор.
В дополнение хочу заметить, что здесь нет чернозема, кругом сплошной песок. Белый, как на пляже. Очень много рек и речек, постоянно приходится переезжать через мосты и мостики. Названия рек, как правило, заканчиваются на Яган или Еган. Видимо, местное хантыйскоенаречие. Кстати, очень много легковых машин со шторками на переднем боковом стекле. Может, сибиряки настолько привыкли к суровым морозам, что жара для них непривычная? После пеших прогулок и поездок на машине, когда лучи жарят сквозь стекло, думаю, в этом есть резон.

24 июня поехали в Новый Уренгой, с заездом в Ноябрьск, Муравленко и Губкинский. От Сургута 750 км. Проснулись в 3 утра. Поэтому накануне попытались лечь пораньше. В 11 вечера удалось уснуть. До Ноябрьска 300 км проехали за 3 часа, к 7.30 и сидели, ждали, пока народ появится на работе. Городок газпромовский, новый. Особо ничего не посмотрели, так как торопились дальше. В принципе, все чисто-опрятно. В Муравленко заехали к моему дяде. Дома также была Лилия апа и Алина. Впервые у них в гостях. Очень тепло и сердечно встретили, накормили обедом. Лилия апа отправила гостинцы – варенье из сибирских ягод и концентрат из них же, для разведения морса. Забегая вперед скажу, что я его забыл в Сургуте. Очень жалко, потому что варенье очень вкусное… Кстати, во всех ресторанах я заказывал морс из местных ягод и он мне очень понравился!
Губкинский вообще не посетили. Заехали только на газоперерабатывающий завод, который находится за чертой города.
Оставшиеся до Нового Уренгоя 300 км за руль сел я. Так получилось, что эта часть дороги была самая сложная – из всего пути 160 км сплошные бетонные плиты. Их кладут на насыпь и оставляют на несколько лет, чтобы они отлежались. В принципе, дорога ровная, но местами между плитами зияют дыры, особенно на мостах. Приходилось постоянно быть в напряжении, ощупывать взглядом каждую плиту, хоть дорога была, практически пустая. Это здорово выматывало. Что еще интересно, 200 км трассы вокруг лесотундра. Нет заправок и никаких кафешек, вообще, пустота. Если, вдруг, закончится бензин, то придется несладко.
Уренгой очень приятный. Новый, просторный, обустроенный. Кругом новострой, здания раскинулись широко, развязки удобные. Наша гостиница, куда мы приехали в 11 вечера оказалась устроена из старого барака, но отреставрированная. Хотя запах тухлого дерева никуда не денешь. Местоположение гостиницы очень приятное: въезжаешь за шлагбаум на территорию, на стоянку. Кругом лес, через 100 метров обрыв и река. Весьма живописные места. Все так приятно, что у меня снова ощущение, будто я нахожусь в Европе. Утренний завтрак и с 9 встречи. Пока ездили на них, успел посмотреть город. Симпатичный. Зашли пообедать в ресторан Европа в торговом центре «Строитель». Отличный ресторан с демократичными ценами. Попробовал строганину из рыбы муксун и пельмени из оленины. Вкусно.
Всю обратную дорогу рулил я. 160 км бетонных плит сразу же вымотали. За мной пристроился один умный парень из Омска, судя по номерам. Следил за моими маневрами и у него было больше времени, чтобы успеть среагировать на неровности. А я, в итоге, попал-таки в яму. Ничего не предвещало проблем, но за небольшой горочкой оказалась глубокая дыра на всю ширину полосы. Мощно я в нее влетел… Аж колпаки с 3-х колес слетели, но это я, к сожалению, заметил поздно, на остановке. А кому-то не повезло еще больше, сразу за ямой на обочине стояла легковушка со снятыми передними колесами, видимо, серьезно его тряхануло… Неприятностей удалось избежать только омичу.
Километров через 500 начал мигать индикатор заправки. Заканчивался бензин, а кругом тундра… Заправки редкость. К счастью, успели доехать до первой заправки. Быстро бензин закончился, просто ехал 140 км/час, потребление большое. Для меня непривычно, но у этой Опель Астра, на мой взгляд, само потребление 12-15 литров на 100 км, плюс, коробка автомат, кондиционер и большая скорость. Дороги, кроме бетонки отличные. Кроме заправок, на трассе не имеется радио. А дисков с музыкой не было -скучновато. В Сургуте были в 2 ночи. В дороге, с учетом остановок, провел 9 часов. Устал, кстати, меньше, чем, когда езжу в Казань из Москвы 850 км. Наверное, потому что дорога хорошая и машин мало.
30 июля съездили в город Радужный. Сперва по пути я заехал в Нижневартовск, где подобрал коллегу, вернувшегося из Нижнекамска. Его гостиница находится возле железнодорожного вокзала, который недавно построили и выглядит он впечатляюще. Коллега обещал, что Радужный – это, на самом деле, радужный город. По его заверениям, можно увидеть до семи радуг одновременно. Мне, наверное, не повезло. Была пасмурная погода, +17°С и лил дождь. По мне, так, конечно, приятнее, чем жариться под солнцем. Ближе к Нижневартовску из-за дождя все застилал дым горелой почвы. Дождь прибил огонь и он начал отчаянно дымить. Радужный же был свободен от дыма, но горит там газ, который нефтяники сжигают от того, что не могут переработать. Едешь по дороге, а сбоку в тундре и болоте горят эдакие свечки. Чем еще запомнился город? Он новый, дома, в основном, девятиэтажные, как говорили раньше, «улучшенной планировки». Дороги ровные, машин мало, вокруг города тундра и болота, через 40 километров начинается вечная мерзлота. Не забудь заправиться перед дорогой.
Следующая поездка уже совсем в другую сторону от Нового Уренгоя – на юг в Тюмень. Здесь необходимо быть в понедельник вечером, 6 августа, чтобы 7-го провести встречу и вечером улететь в Москву. По пути нужно заехать в Тобольск. Что меня ожидало? Во-первых, в Тюмени я уже был и особо не впечатлился. Тобольск по моим представлениям старинный сибирский городок. Ну и природа по пути следования с севера на юг должна меняться с тундры на обычный смешанный лес.
Чтобы успеть в Тобольск на встречу до обеда выехать требовалось, максимум, в 2 ночи воскресенья. По нашим представлениям дорога займет 500-600 км. А поскольку в ночь с субботы на воскресенье я отоспался, то ложиться рано не хотелось. Так и маялся весь вечер. В итоге, почти в полночь стартовали. Имеются две дороги до Тобольска, что большая новость для Сибири: старая прямая и новая через Ханты-Мансийск. Вторая увеличивает путь километров на 50. Но я нисколько не пожалел! Местные говорят, что старая дорога разбитая, лучше ехать по новой, по времени ехать не меньше, зато спокойнее. Первую часть дороги машину веду я. Перед дорогой записал диск с музыкой, в тайге радио не поймаешь. Заправили полный бак, купили воды и сигарет.
Проезжаем через Обь и в Нефтеюганске уходим на Ханты-Мансийск. Дорога пустынная, но что более радует – это отличное покрытие и комфортная инфраструктура. Спокойно можно было лететь, как минимум 160, но я не торопился и ехал 130 км/час. Через километров 200 решили сделать остановку в первом попавшемся населенном пункте. Кстати, было очень необычно, что по дороге не проезжаешь никаких деревень, к которым так привык на «земле». Поэтому и скорость передвижения не падает. По пути много стоянок вдоль дороги, там стоят грузовики. Мне же хотелось попить кофе. Проезжаем деревеньку посреди леса, а там как в американском фильме: закусочная с фаст-фудом, парковка и рейсовый автобус, который также делает здесь остановку. Едем дальше. Потихоньку начинает светать, по сторонам от дороги появляется лес. И уже не такой чахлый, как на севере, а более сочный. Поля с травой, а не болота. Что называется, едем на «землю». Через 400 километров, не доезжая до Ханты-Мансийска, вываливаемся на старую дорогу. По ней еще 250 километров. Если первая часть дороги была на 5, то эта на 4-. Чуть более разбитая, больше машин, но и больше закусочных по пути. К 8 утра были в Тобольске на нефтехимическом комбинате. К обеду освободились и решили погулять по Тобольску, благо до Тюмени остается около 250 километров, максимум на три часа пути.
Заезжаем в центр и я не верю своим глазам! Такое ощущение, что попал в сказку. Основанный почти 500 лет назад, сейчас это жемчужина Сибири со 100-тысячным населением. В центре располагается крепость с действующим храмом. Крепость нависает над старой частью города, который с 2-х сторон окружен обрывистыми стенами, а с третьей – рекой Тобол, которая сливается с Иртышом. Крепость, конечно, замечательное произведение. Я думал, что в России нет красивее крепостей с храмами, чем в Ростове Великом, тот, который стоит на берегу озера Неро. Но этот совершенно не уступает в красоте. А перед входом в крепость располагается большая мощеная площадь. Словами не описать, насколько красиво и приятно внутри и какой восторг, когда смотришь со смотровой вниз и вдаль с обрыва… Я был в полном восторге! А сам старый город! Не похожий ни на что: деревянные домики спряталась и втиснулись между отвесными стенами, на плато между Тоболом и крепостью тоже старые дома. Помимо христианской церкви имеется в городе и католическая церковь. А вот мечети нет, хоть и работает Татарское радио. Много церквей по старому городу. Недаром этот город полюбили туристы, коих мы видели немало.
Пора ехать, нужно успеть еще в Тюмень. Но перед отъездом решили искупаться в Иртыше. С трудом пробравшись по кривым старым улочкам, нашли-таки выезд к реке. Правда, не на пляж, а на самодельный рыбацкий причал. Наверное, ощущения от реки и купания не менее волнительны по сравнению с впечатлениями самого города. Вода в реке очень быстрая, но теплая и мягкая, она, как будто, обволакивает. Природа кругом просто завораживает – на том берегу деревья и лес, на этом отвесные холмы. Люди очень приятные. Парень, который охранял рыбацкие лодки рассказал, что здесь водится, в основном, стерлядь и нельма. Их сдают постоянным покупателям за 600 руб/кг. Водолаз, которого рыбаки нанимают вытащить зацепы на дне, спускается только пьяным, говорит, боится чего-то. Попросили покатать нас на моторке. И нам не отказали! Вот люди – широкая душа! Рыбак подозвал своего сына и мы полетели. Только сперва забрали с того берега одного парня, который бегал за водкой. Купил он, значит, водку и решил вернуться вплавь на этот берег. Хорошо, что его заметили. Он осилил только четверть пути, но уже выдохся, а в руках еще ценный груз – поллитра. Получается, спасли человека. А этот парень, оказывается, в одежде поплыл и потерял в воде шорты, в которых был паспорт, кредитка и телефон (упакованный в презерватив). А он чудак, даже не поблагодарил парнишку – сына рыбака – все сокрушался, что паспорт утонул. Сам мог пойти ко дну! Зато водка цела. После этого приключения Сеня, так зовут нашего водителя, на моторке «обинка» (в Татарстане это «казанкой» называется) повез где-то на километра 3 до излучины и обратно. Ощущения детского восторга непередаваемые!
Напоследок, на объездной трассе заказали на обед строганину, уху и пельмени из нельмы. Вкуснотища! Кафе непритязательное с виду, но готовят – пальчики оближешь. Знающие люди только сюда и заезжают. От Тобольска я в восторге и советую всем посетить этот город.
В Тюмень ехали уже вечером. За рулем снова я и получаю удовольствие от езды. 110-130 км/час и очень ровная дорога, если не считать редких неровностей. Пейзаж вокруг поражает своей живостью. Особенно после болот и лесотундры на севере. Реки, леса… Иногда не выдерживаю и останавливаюсь, чтобы сделать несколько снимков. Наверное, за один день я нащелкал столько же, сколько за 3 недели поездок до этого. Под Тюменью трасса становится оживленнее, все-таки крупный административный центр и я снижаю скорость. Но это не уберегло меня от штрафа, обогнав целую толпу машин вырвался вперед и не заметил, как въехал в населенный пункт. А там – камера, еще через пару километров ДПС. Единственное место с камерой и так попасться! А ведь до этого уже начал медленнее ехать по трассе от усталости. Неприятно… Хоть и 300 рублей всего лишь.
А про Тюмень я зря так отзывался. Видимо, в первую поездку я мало повидал и не совсем центр. Даже не спав двое суток, я ехал за рулем по городу и радовался. Красивый город, оказывается. Заселившись в гостиницу в центре, не удержался и поехал на набережную, которую видел, когда переезжал реку Туру по мосту. Набережная очень приятная и находится на возвышенности, почти как Воробьевы горы. Но со своим колоритом.
На следующий день, 7 августа была назначена встреча, а в 6 вечера вылет. Думал, будет время погулять по городу. К сожалению, встреча состоялась поздно и с нее сразу поехали на самолет. Настолько освоился за рулем в чужих городах, что по объездной Тюмени гнал в сторону аэропорта как заправский местный лихач. Как правило, в чужих городах ведешь себя осторожно в первое время, а тут столько городов проехал, получил массу впечатлений. Да и на самолет не хотелось опоздать. Не удалось мне полюбоваться на Тюмень днем, но, надеюсь, я сюда еще вернусь и смогу насладиться им. На первый взгляд город приятный.
В итоге, 3,5 недели по Западной Сибири, 5,5 тысяч километров за рулем и куча положительных эмоций! Однозначно, Сибирь мне понравилась. Посмотрим, что я буду чувствовать зимой .
Сургут – Новый Уренгой – Тюмень.
13.07.-07.08.2012г.

Добавить комментарий