Казань 2012

Третья столица России. Наверное, Иван Грозный от такой новости сошёл бы с ума окончательно. Впрочем, в его времена не было на свете и второй столицы – Санкт-Петербурга.
От Москвы до Казани 850 км автодороги через Нижний Новгород и Чувашию. Железная дорога в Нижний не заворачивает. Вообще, в Казань из Москвы можно попасть на 9-ти поездах, из них прямого сообщения – 3 скорых поезда. Казанский вокзал находится на площади трёх вокзалов на станции метро Комсомольская, ближе по радиальной «красной» ветке, последний вагон из центра. На машине подъезжать к вокзалу не очень удобно, мало бесплатных парковочных мест. Имеется платная парковка с задней стороны вокзала. Центральный вход со стороны площади трёх вокзалов стилистически напоминает башню Сююмбике – одну из основных достопримечательностей Казани. В главном холле имеется статуя самой Сююмбике, подаренная первым президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым. Или, «бабаем», как его любя называют в Татарстане. Территория внутри вокзала обширная и я даже не помню, что кроме зала ожидания там еще есть. Поскольку прямиком направляюсь к своему поезду. А с учётом последних новшеств РЖД, даже не распечатываю билет, покупаю и прохожу электронную регистрацию прямо на сайте. Проводнику лишь показываю паспорт. Главное, не забыть номер своего вагона, думается, у каждого проводника список прошедших электронную регистрацию только своего вагона. Территория возле путей напоминает восточный базар – очень много людей из Средней Азии. Тусуются небольшими группами, имеют кучу баулов. Лучше сразу найти свой поезд и стоять возле вагона.
Самые дорогие билеты на фирменный поезд «Татарстан», с номерами 001 (Казань-Москва) и 002 (Москва-Казань). Вагоны у него новые, современные. Билет на плацкарт стоит чуть ли не столько же, сколько стоит билет в купе на остальные поезда. Другой фирменный поезд, 049 и 050, соответственно, стоит гораздо дешевле, но по уровню комфорта подтягивается к первому. Вагоны новые, но не все современные. Как повезёт, называется. Но разница особо не напрягает. По остальным, ездил еще на 098, самый поздний, отправление из Москвы в 22.24. В нём вагоны, действительно, не современные и не новые.
Поскольку все поезда скорые, то и остановок немного и не самые долгие. Часа через три после отправления из Москвы первая и самая долгая стоянка на станции Вековка, Владимирская область. Остановка около 20-ти минут, но спокойно постоять покурить не дадут. На вышедших людей мигом налетают продавцы «гжельским хрусталём». Разнообразный товар: люстры, бокалы, фигуры, лампы… Если заговоришь хоть с одним, мигом окружат остальные, вразнобой предлагая свой товар. Отбрыкиваешься, что не нужно ничего, предлагают купить в подарок, жене, маме, сестре, детям и т.д.
После Вековки можно спокойно ложиться спать, до Казани ничего интересного в ночной дороге уже не будет.
Утром, если сам не проснулся, будит громогласный голос проводницы, возвещающей, что через час подъезжаем к Казани. Помылся, собрался, заказал жуткий растворимый кофе и сидишь упёршись взглядом в окно. В проплывающие мимо заснеженные леса и поля, реки. Вот уже Зелёный дол, а за ним – Казань! По левой стороне открывается шикарнейший вид на Кремль. Поезд, практически, по инерции прокатывается последние метры и останавливается напротив старинного здания вокзала из красного кирпича.
Экскурсии.
Прогулку я начинаю с «Кольца» или, если официально, площади им.Габдуллы Тукая. Это такое место в центре Казани, откуда стартует пешеходная улица Баумана. Раньше здесь был, по-моему, единственный подземный пешеходный переход в городе, кроме перехода на ж/д вокзале. В другую сторону, напротив улицы Баумана, кроме старых развалин ничего не было. К тысячелетию столицы Татарстана в 2005 году была произведена обширная реконструкция старой части города, открыт мост Миллениум, построено метро из 5-ти станций… А на другой стороне Кольца, теперь это уже имя нарицательное, появилась улица Петербургская. Насколько я слышал, эта улица – дар Санкт-Петербурга на тысячелетие Казани.
Баумана давно является пешеходной, улица магазинов, кафе и сувенирных лавок. Часто звучит музыка из динамиков. Мои достопримечательности на Баумана: гостиница Шаляпин, Макдональдс, куда я в студенчестве бегал в туалет после пива, Чайхана, где до сих пор самые вкусные треугольники (очпочмак, по-татарски) в Казани, театр им. В.И.Качалова, кинотеатр Родина. Чем дальше продвигаешься по улице, тем менее многолюдна она становится. Начиная с бывшей гостиницы Казань, которая, чуть ли не с десяток лет реконструируется, на пути почти никого не остаётся. Только закрытые фанерой на зиму фонтаны. Но не стоит останавливаться. Скоро улица Баумана заканчивается пересечением с Кремлёвской и смотровой площадкой, с которой открывается вид на Кремль (справа), реку Казанку, инопланетный цирк (впереди), протоку Булак (слева). Поднимаемся к Спасской башне Кремля.
Вход в Кремль бесплатный, открыт всегда. От начала и до конца его пересекает прямая улица, так сказать, пешеходная трасса. Слева будет крупнейшая и красивейшая мечеть Татарстана Кул Шариф. Открыта к тысячелетию Казани в 2005 году. Возведена на месте мечети, разрушенной Иваном Грозным при захвате города в 1552 году и названа в честь одного из предводителей обороны имама Кул Шарифа. Внутри очень красиво и светло, можно свободно зайти, но нельзя фотографировать. После мечети возвращаемся на ту же главную дорожку. Слева у нас будет Юнкерское училище (ныне музей) и Пушечный двор , справа – Благовещенский собор и Губернаторский дворец, сегодня резиденция президента республики Татарстан, а впереди башня Сююмбике. Невооруженным глазом видно, что башня не ровная. Говорят, её построил Иван Грозный по условию царице Сююмбике, которую хотел взять в жены. А в момент окончания строительства царица сбросилась с вершины вниз. Народные сказатели додумали, что сама царица была настолько тяжелой, что, когда она отталкиваясь прыгала с башни, та и покосилась. Пройдя мимо Благовещенского собора попадаем на смотровую площадку, откуда отлично видны река Казанка, мост Миллениум, развлекательный комплекс Ривьера на том берегу, НКЦ (национально-культурный центр) и новодел – Дворец Земледельцев, который на меня производит сказочное впечатление. Местные жители рассказывают доверчивым гостям, что на стенах казанского кремля снимался сюжет погони из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Выйти из Кремля можно через Тайницкую проездную башню, расположенную напротив Спасской башни. Кстати, на обеих из них с 2000-го года красуется знак всемирного наследия Юнеско. Затем обойдя вокруг кремлёвской стены, вернуться к Спасской башне вновь и продолжить экскурсию уже по улице Кремлёвская.
Прямо от Спасской башни Кремля отходит Кремлёвская. Под стенами Кремля, в начале улицы, расположен памятник выдающемуся татарскому поэту Герою Советского Союза Мусе Джалилю. Улица с его именем есть и на юге Москвы. Через площадь, напротив Башни находится национальный музей Татарстана. Всю улицу можно пройти пешком минут за 10. Но не стоит торопиться, в холодную погоду, например, очень приятно посидеть в итальянском ресторанчике Джузеппе, что по левой стороне улицы. Владелец его, насколько я слышал, итальянец, который женившись на русской, остался в Казани. Хороший кофе и вкусная пицца у них. Дойдя до пересечения с улицей М.Джалиля, можно немного спуститься по ней и метров через 20 будет Петропавловский собор – очень красивый с расписными стенами. Охраняется государством. Поднявшись по центральной лестнице, с площадки перед главным входом открывается отличный вид на крыши Казани. Правда, там очень ветрено, а в холодную погоду, вообще, пробирает до костей. Итак, вернувшись на ул.Кремлёвская и продолжив по ней движение проходим мимо симпатичного на фасад пассажа (реставрируется уже лет 10) и подходим к главному ВУЗу республики – КГУ, один из старейших в России. Сейчас он входит в объединённый Приволжский федеральный университет. В нём учился В.И.Ульянов, кроме того, с университетом связаны такие имена, как, Лобачевский, Бутлеров, Вишневский, Виноградов – и это те, которые только у меня на слуху. По сторонам от Кремлёвской высятся две высотки: физфак и II-е здание. Помню, однажды прошмыгнув мимо вахтёрши, поднялся на верхний этаж физфака – открывается шикарнейший вид на Казань. Напротив же главного здания университета располагается национальная библиотека Республики Татарстан, устроенная в бывшем особняке промышленников Ушковых. Если доводится гулять в том районе, не могу удержаться, чтобы не сфотографировать здание.
Вот, в принципе, история одной прогулки. Но это, центральная и самая популярная историческая часть города Казани. Но ею, отнюдь, не ограничивается прогулка по красотам города. Весь центральный Вахитовский район – одна сплошная история. Перед тем, как отправиться по другим местам, нужно ознакомиться с транспортом. В Казани курсируют маршрутные автобусы. Все они красного цвета и почти все – китайские. Помню, при смене автобусного парка несколько лет назад мэр города преподносил это как великое достижение. Но не всё так хорошо внутри, как выглядят автобусы снаружи. Сплошной пластик, а механизмы автобусов позволяют водителю производить только резкие движения при начале движения и на остановках. Бесчисленные ямы строящегося к Универсиаде в 2013 году города, видимо, разломали амортизаторы автобусов навсегда. Лучше крепче держаться за поручни. Видимо, из-за тряски молодежь редко уступает места пожилым. Стоимость проезда по городу составляет 18 рублей (на февраль 2012г.). Объявления об остановках произносятся заблаговременно, на русском и татарском языках. А на центральных маршрутах еще и на английском – подготовка к приёму иностранных гостей, как-никак. Трамваи, конечно, комфортнее для поездки. Даже старые – их не так трясёт. А уж новые модели – почти что лимузин! Стоят поездки 12 рублей. И, наконец, метро! Открытое в 2005 году к тысячелетию Казани, сейчас метро насчитывает 7 станций. К Универсиаде обещают открыть еще несколько станций на этой единственной ветке, а к чемпионату мира по футболу в 2018 году, в планах открытие новой ветки метро. Сейчас за жетон нужно отдать 15 рублей. Каждая станция оформлена в своём неповторимом стиле, в целях донести идею названия станции: Кремлёвская с мозаикой национальных видов спорта, легенд, орнаментом; Площадь им.Габдуллы Тукая оформлена в бело-зелёных тонах с рисунками из сказок известного поэта и т.д. Всё очень современное, включая турникеты, экраны, камеры и сами поезда. Жаль только поезда ходят не так часто, как в Москве, где-то раз в 10-15 минут. По вечерам метро заполняется теми, кто не желает стоять в пробках. Для меня была откровением такая популярность всего лишь 7-ми станций. Но посмотрев, что творится наверху, я сменил мнение. Еще один транспорт – такси. Официальное такси не очень дорогое за 150 рублей можно проехать столько, сколько в Москве я бы проехал за 300 рублей на частнике.
Обязательные к осмотру места – это улица Карла Маркса, улица Горького, Чёрное озеро, НКЦ (национальный культурный центр), площадь Свободы с театром оперы и балета имени Мусы Джалиля. В общем, можно выехав из Новосавиновского района на 54 автобусе и проехав через Казанку по мосту Миллениум сойти на ул.К.Маркса. Затем по перпендикулярной ей улице дойти до ул.Горького. Это для того, чтобы миновав театр К.Тинчурина попасть к дому Кекина. Очень необычное и симпатичное архитектурное строение. Дойдя до пересечения с ул.Пушкина, подняться по ней направо к театру оперы и балета, перед которым находится площадь Свободы. Пройдя её (мимо дома офицеров и концертного зала), обогнув Госсовет республики Татарстан, попадаем к НКЦ. С набережной НКЦ кидаем взгляд на раскинувшуюся Казанку, мост Миллениум и остальные красоты, возвращаемся обратно к пересечению Горького и Пушкина. При этом проходим новый район респектабельных многоэтажек. Продолжаем путь по улице Горького и вскоре упираемся в Чёрное озеро. Вход через арку. Арка – место признаний. Произнесённое шёпотом слово на одной стороне, отчётливо слышно на другой стороне арки. Пройдя парк до конца, поворачиваем налево и поднимаемся к параллельной улице Кремлёвской. Здесь не задерживаемся, накануне уже прошли по ней, а идём дальше. Дальше будет не очень интересная Профсоюзная улица, после которой известная нам Баумана. А следующая улица – Булак. Разрезанная каналом, улица делится на Правобулачную и Левобулачную. Можно выбирать любую сторону и двигаться от цирка. Этакой тарелки НЛО. В итоге, упираемся в ту же улицу Пушкина, которая стала улицей Татарстан. Т.е. слева от нас Кольцо, после которого ул.Горького и еще выше – площадь Свободы с театром оперы и балета. А немного правее театр имени Галиаскара Камала. Главная концертная и театральная площадка республики. На площади перед театром постоянно устраиваются праздничные мероприятия, например, концерт в честь дня республики. У театра покатая крыша, выкрашенная в голубой цвет, видная издалека. Он находится на берегу озера Кабан. Существует легенда, что при завоевании Иваном Грозным Казани всё ханское золото было затоплено в этом озере. Ищут до сих пор. Правда, как я слышал, в каждом десятом сносимом старом доме всё-таки находится какой-либо клад. Озеро Кабан и Казанку, а скорее даже, Куйбышевское водохранилище, в которое впадает Казанка, как раз, соединяет Булак.
На ещё один день, думаю, этой прогулки достаточно. Про Казань можно многое еще рассказать и показать, но для первой встречи достаточно. Нужно оставить неизведанное для следующих поездок, хотя, и знакомые места не приедаются. Как мне кажется, после тысячелетия Казань стала не только красивее, но и многолюднее. Столицу Татарстана стало посещать больше туристов. Что еще нужно для гармоничного развития города?
А в обратную дорогу главный поезд №001 Казань – Москва трогается под звуки марша татарского композитора Салиха Сайдашева.

Добавить комментарий